О планах разделения Украины между Россией и ЕС, выгоде для Беларуси от кризиса и возможности возрождения ВКЛ рассуждает политолог Юрий Романенко.
Юрий Романенко: Другой вариант, если Порошенко получит поддержку со стороны МВФ и США. Прекращение активной фазы АТО является условием для получения такой помощи, и это мотивирует Порошенко к тому, чтобы как можно быстрее завершить эту операцию. Но это на уровне логики, так как на уровне «не логики» мы видим странные маневры, которые свидетельствуют о сознательном затягивании операции. Многие из военнослужащих говорит, что они давно уже могли этот бардак завершить, если бы им не мешали.
В любом случае, Порошенко понимает, что его возможности имеют пределы и для него вопрос завершить операцию — первоочередной. Тогда большие ресурсы освободятся на то, чтобы стабилизировать экономическую ситуацию. И он наконец получит те ресурсы от МВФ, которые были ему обещаны. А без них Украина просто не выстоит.
Еврорадио: Возможно, предложенные главой Беларуси переговоры между Петром Порошенко и лидерами Таможенного союза, прежде всего, Путиным, сыграют на стабилизацию ситуации в стране?
Юрий Романенко: Если не будет каких-то точных договоренностей в этом треугольнике, прямоугольнике или пятиугольнике — Россия, Франция, Германия, Украина, и США барражирующие где над ними, то о чём нам можно говорить? Нам просто не о чем говорить сегодня с Россией. Я думаю, что у Киева сейчас есть множество других проблем, чтобы «заморачиваться» очередными переговорами, которые ни к чему не обязывают, про «что-то там». В Таможенный союз мы вступать не будем точно, а после того, что произошло, нас туда и насильно не затащишь. Мы готовы нести любые потери, и мы их уже сейчас несём, но с Россией мы уже не сядем на одном поле. Всё принципиально изменилось за эти несколько месяцев: геополитическая ситуация изменилась радикально. Разумеется, Россия ведёт кулуарные переговоры с Германией и роль Берлина в сегодняшнем кризисе ещё не достаточно рассмотрена, но…
Еврорадио: Что вы имеете в виду под ролью Германии в украинском кризисе?
Юрий Романенко: Сегодня очевидно, что Путин с Меркель договорились о разделе сферы влияния в Украине задолго до вильнюсского саммита (саммит Восточного партнёрства в Вильне, где Виктор Янукович отказался подписывать договор «Об ассоциации с ЕС», — Еврорадио) и они пытаются эту схему продолжить в формате «Ассоциации». Даже после того, как Януковича выгнали из Киева, а Украина подписала «Договор об ассоциации с ЕС», вдруг появляются условия от Германии, что «мы должны согласовать позиции с Россией, чтобы Россия не чувствовала себя дискомфортно». Вопрос: а зачем тогда Европейский союз подписывал «Ассоциацию» с Украиной, и Германия была одним из провайдеров этого подписания, зачем был Вильнюс? Зачем они тогда заморачивались, завели всю эту бучу с Януковичем, с Площадьом и так далее? Мотивация проста: Германия хочет получить доступ к рынкам севера и запада Украины, а России нужны были предприятия ВПК и тяжёлой промышленности, которые есть в Украине, рынки сбыта, политическое влияние и базы в Крыму. Поэтому они достаточно долго готовили такую ситуацию, когда через конфликт интересов в бизнесе легализовалась бы сдача Европой, прежде всего Германией, нашего юго-востока России. И эта схема была зафиксирована в московских соглашениях от 14 декабря 2013 года: мы видели, что через долговые обязательства Россия получала возможность заполучить контроль над значительными украинскими предприятиями типа «Антонов», «Южмаш», «Заря» и другими. Чтобы потом через конституционную реформу, которую должны были принять в марте 2014 года, и которая готовилась в течение трёх лет, с момента прихода Януковича к власти, должна была зафиксироваться новая политическая модель, где ослаблялись позиции центра, власть передавалась регионам.
Это то, о чём Путин теперь постоянно говорит. А потом должно было быть подписано такое соглашение об ассоциации с ЕС, где бы были закреплены интересы России. Но Площадь эту схему поломал. Площадь, за которым стояла игра олигархов плюс гнев разъярённых социальных групп, которые наиболее пострадали от политики Януковича.
Ну, и американцы, для которых российско-немецкий альянс, который появился на небосклоне, представлял угрозу.
В результате, схема была сорвана, и Путину пришлось начинать эту игру с Крымом, которую он планировал на 2015 год. На тогда же планировался и парад суверенитетов на Донбассе, и в таком случае не было бы никаких сегодняшних логистических проблем с Крымом.