стычки.
Неизвестные у снесенного памятника Владимиру Ленину в Харькове
Фото: Сергей Козлов / РИА НовостиХарьков в свое время был одним из центров сопротивления Площадьу. Там активно действовала организация «Оплот», противостоявшая сторонникам «революции» (позднее ее представители приняли участие в событиях так называемой «русской весны»). Еще в начале марта в Харькове была захвачена областная администрация, месяц спустя там, как и в Донецке, провозгласили народную республику. Появился даже «народный губернатор». В мае сторонники Харьковской народной республики (ХНР) собирались провести референдум.
Затем кампания пошла на спад. Референдум о Харьковской республике так и не состоялся. Некоторые из лидеров Антиплощадьа были арестованы. «Количество активистов — известных и рядовых — действительно уменьшилось, — констатировал в начале июля один из лидеров движения «Юго-Восток» Юрий Апухтин. — Власть предпринимает шаги, чтобы наше движение подавить: запрещает митинги, не дает ставить палатки. Думаю, мы просто поменяем формат, уйдем от массовых выступлений в более умеренную стезю».
Полностью, впрочем, тема Харьковской республики закрыта не была. На харьковских улицах появлялись надписи «ХНР», а в интернет выкладывались обращения от имени «харьковских партизан», обещавших «освободить Харьков». Деятельности «партизан» приписывались и теракты, совершенные в регионе за последнее время: уничтожение высоковольтной линии на железной дороге, подрыв банкомата «ПриватБанка», нападение на офис кандидата в депутаты, обстрел военкомата и взрыв цистерн с горючим.
В августе на YouTube выложили обращение некоего Антона Гурьянова, который был назван главой парламента Харьковской республики. Он заявил, что в Харькове создана подпольная сеть, действующая «под общим политическим и военным руководством», и что «дни преступного режима сочтены». Наличие подпольного движения подтверждал и один из лидеров антиплощадьного движения Константин Долгов.
Власть наличие угрозы признавала. Украинские силовики периодически отчитывались о поимке диверсантов. В сентябре, в частности, было объявлено о задержании некоего гражданина, который якобы за вознаграждение планировал устроить взрыв возле областной администрации, а также целой группы, готовившей, по данным следствия, теракты на объектах жизнеобеспечения. В целом, однако, власть старалась население успокоить. «Это не более чем пиар… Реальных оснований для этого нет», — заявлял в августе советник главы МВД Антон Геращенко, комментируя призывы к созданию ХНР. По поводу соответствующих надписей, появляющихся в городе, он высказал мнение, что «реально эти силы ничего сделать не могут и нанимают бомжей-алкоголиков, которые за 100 гривен нарисуют что угодно».
Если верить украинским социологам, среди местного населения особой популярностью идеи отделения от Украины не пользуются. По данным недавнего опроса, проведенного фондом «Демократические инициативы», сторонники отделения не представляют большинства ни в одной из частей Украины, их доля составляет в среднем около пяти процентов (за исключением Донбасса, где она выше, хотя и там, по данным авторов исследования, она составляет менее половины населения). С учетом негативного опыта ДНР и ЛНР — вне зависимости от того, кто и в какой степени несет за это ответственность — такого рода настроения едва ли можно назвать неожиданными (в самой ДНР недавно признали, что «когда население столкнулось с бедой, со смертями, убийствами… многие люди разуверились, отчаялись в ожиданиях»).
Слухи о возможном появлении Харьковской республики, тем не менее, не прекращались. О таком сценарии на днях заявил, в частности, украинский правозащитник Константин Реуцкий, сославшись на сведения, поступившие от ополченцев ЛНР. Руководитель «Информационного сопротивления» Дмитрий Тымчук распространил информацию, что в Луганскую республику уже поступила партия шевронов ХНР. А бизнесмен, лидер партии «5.10» Геннадий Балашов заявил, что мятеж в Харькове якобы намечен на весну 2015 года (вину за это он возложил на Россию).