
Все знают, что Россия в 18-19 веках владела Аляской, но мало кто знает, что у России очень недолгое время была своя колония на Гавайских островах.Если точно придерживаться хронологии, «Гавайская фактория» возникла на три года позднее основания форта Росс — в 1815 г., однако стала первой по времени «упущенной» Россией в XIX столетии тихоокеанской территорией.
Как и Росс в Калифорнии, появление Гавайской колонии явилось результатом деятельности РАК(Российско-американской компании), выступавшей пионером русских исследований и русского продвижения в Тихом океане вплоть до продажи Аляски в 1867 г.
История ее такова. В 1814 г. главный правитель Русской Америки А.А.Баранов направил к королю Сандвичевых (Гавайских) островов Камеомео (Камехамеха; Томеомео в русском написании XIX в.) для установления с Гаваями торговых отношений компанейское судно «Беринг» под командованием шкипера Бенита (напомним, Гавайский архипелаг был открыт в январе 1778 г. капитаном Куком, который назвал его «Сандвичевыми островами» в честь своего патрона, первого лорда Адмиралтейства графа Сандвича).
Однако у острова Кауай судно попало в шторм и было выброшено на берег. При этом груз был разграблен туземцами. Вождь острова — Томари (давний враг Камеомео, который убил его отца), несмотря на обращения представителей РАК, вернуть товар отказывался, ссылаясь на то, что выброшенное судно является его добычей.
Для разрешения ситуации, Баранов в 1815 г. послал к Камеомео, резиденция которого располагалась на о. Оаху, доктора Е. Шеффера (Schaeffer, врач с корабля «Суворов», оставшийся в Новоархангельске из-за разногласий с командиром корабля М. П.Лазаревым). В задачу Шеффера входило добиться возврата судна и груза или получения соответствующей компенсации сандаловым деревом (имевшим в регионе большой спрос) Вначале Камеомео принял русских очень хорошо, но вскоре, из-за противодействия и интриг американцев, распускавших слухи о том, что Шеффер, якобы, прибыл с разведывательной миссией, имеющей цель подготовить захват русскими островов, отношение короля изменилось.
В этих обстоятельствах Шеффер был вынужден покинуть Оаху и перебраться на о. Кауай к Томари, что, в итоге, принесло неожиданный нужный (и желаемый) результат: вылечив от болезни Томари и его любимую жену, Шеффер приобрел полное доверие и расположение правителя Кауаи.
В результате переговоров, Шеффер заключил с Томари соглашение, которое открывало для Компании реальную возможность закрепиться на Гаваях, создав там свое поселение (о. Кауай — «Сад-остров» — четвертый по размеру среди Гавайских островов).
Соглашение, заключенное Шеффером, включало следующие условия:
1. Корабль «Беринг» и захваченный груз возвращается Компании.
2. Король Томари обязывался ежегодно доставлять в Русскую Америку полное судно сушеной тары (еще одна важная статья гавайского экспорта).
3. Все сандаловое дерево с подвластных Томари островов передавалось в распоряжение Шеффера и торговля им должна была производиться только с РАК.
4. Русским предоставлялось право учреждать фактории (торговые поселения) во всех владениях Томари (кроме Кауай он владел также островом Нигау).
АМЕРИКА ВЕРНЁТ И ГАВАЙИ