
Май 2014 года. Спикер Верховной Рады и на тот момент исполняющий обязанности президента Украины Александр Турчинов посетил тренировочный центр Нацгвардии в Новых Петровцах. Фото: president.gov.ua
Все, что вы видите в Новых Петровцах, – витрина для красивой телекартинки. В учебном центре нет ни одного нормального тренировочного макета, на котором можно отработать реальные боевые приемы. Ребятам через пару дней в зону АТО ехать, а их отвлекают для показухи начальству. Абсурд, за гранью просто!
Несколько дней подготовки прошли, в выходные нас отправили по домам, побыть с семьями. Но через день вызвали на работу, нужно было охранять Киев от возможных провокаций, беспорядков и терактов. Еще за один день мы прошли ускоренную медицинскую подготовку и нас отправили на Донбасс.
Большинство наших ребят своих мам и жен, конечно, обманули – не сказали, куда направляются: мол, уезжаю на задание, скоро вернусь. Я тоже родным не сказал.
.
В лагере АТО советские дырявые палатки. После дождя их затопило, матрацы намокли, мы так и спали.
– Куда конкретно вас направили?
– В лагерь АТО в Харьковской области. Огромное поле, небольшой кусочек асфальта, штабные палатки, где живут генералы (точнее, подживают, ночевали они, в основном, в гостиницах), маскировочные сетки. В общем, красиво. Но за современными генеральскими палатками стояли старые советские, причем часто одна натягивалась сверху на другую, а на это все еще третья палатка.
– Зачем?
– Чтобы не протекали, почти все палатки были дырявыми. Света нет, пола нет, палатки прямо на земле. В день нашего приезда пошел сильный дождь, палатку полностью затопило, матрацы намокли, мы так и спали. На востоке Украины земля после дождя превращается в смесь пластилина, говна, глины, пыли и суперклея. Мы увязали, проваливались аж по голень, лагерь в илистое болото превратился.

Палаточный лагерь АТО. Фото: nardep.org.ua
Курить ночью нельзя, иначе сразу в покойники попадешь. Лагерь все время обстреливался, ночью снайпер мог тебя "снять" по огоньку сигареты. Мобильными можно было пользоваться, но в зоне АТО этого делать не стоит, сепаратюги прослушивали эфиры. Я, например, только одному близкому раз в день звонил: мол, все хорошо, я жив.
– Дырявые палатки, мокрые матрацы… Боевой дух не упал?
– Мы привыкшие, позже возмущаться стали, уже на операциях.
– Какое первое боевое задание получили?
– Помните, вертолет возле Карачуна сбили? (29 мая террористы сбили вертолет Ми-8 в районе горы Карачун возле Славянска. Погибли 12 человек – шесть военнослужащих Нацгвардии, включая двух членов экипажа, и шесть представителей спецподразделений МВД. – "ГОРДОН"). От лагеря АТО до блокпоста на Карачуне было 60-70 километров, нужно было привезти ребятам еду и боеприпасы.
Мы все погрузили внутрь БТР, места не осталось, пришлось ехать сверху. Проехали километров 20, бронемашина поломалась, и не потому, что с ней неправильно обращались. Все банальнее – это был очень старый БТР. Так просто его не отгонишь, вес машины – до 12 тонн. Пришлось вызвать второй БТР и перегрузить в него запасы.
– И вы продолжили путь?
– Да. Заехали в населенный пункт. Процентов 20 местных нам рукой радостно махали, остальные 80 процентов возмущались: мол, зачем пожаловали? Мы старались побыстрее проехать село, но вдруг машина закипела и остановилась. Прямо посреди населенного пункта, а ведь непонятно, прячутся в домах местных сепаратюги или нет, бахнут по нам сейчас или обойдется. Но пришлось ждать, пока двигатель остынет, иначе и второй БТР поломался бы.