Российский журналист Андрей Архенгельский написал на своей странице в Фейсбуке комментарий о том, как в граждане России реагируют на опрос о том стоит ли поставлять газ Украине.
«Говорит Москва». «Отбой», Владимир Карпов, как всегда интеллигентно и взвешенно, вопрос для слушателей формулируется так («намеренно провокационно»): «Пусть Украина замерзает» (73% слушателей) или «Надо все-таки спасти Украину» (27%). Повод — заявление заминистра Новака (Россия готова поставить 10 миллиардов кубометров газа).
Люди звонят: большинство говорит — «а как же наша борьба с фашистами, с хунтой?.. Пусть замерзают, ведь это борьба. Это война, надо до конца идти». Меньшинство говорит — надо поставить им газ, потому что — внимание — «нас все равно обвинят».
В поисках аргументации есть некоторая путаница. Ведущий предлагает разделять — народ и хунту. Некоторые говорят: «так народ же сам за хунту. Они это выбрали, теперь пусть расплачиваются». Другие говорят: «так народ скорее сбросит хунту, если будет замерзать». Один говорит: «Мы должны быть благородными, в этом наша сила».
Размышляют все глобально, как геополитики. Мощно, готовы ворочать мировыми делами. Готовы заморозить народы и территории. Рационально размышляют. Прекрасно понимают, что газ — «это наше самое мощное средство манипуляции».
То есть вот интересно, что все они ведут себя как владельцы газа. Как бенефициары. Как владельцы Газпрома. Как будто этот газ им принадлежит. Хотя они сами — точно такие же бесправные заложники газовой монополии, которая будет какие угодно тарифы вводить и тд. Причем, о растущих тарифах никто не вспоминает.
Я не знаю, как это все комментировать. В общем-то это дичь изначально, то есть это попытка быть рациональными внутри абсурда. Внутри условности. Но вот моральная сторона вопроса. Советская власть все-таки не ставила так вопрос. То есть вот кого угодно воспитывала, лжеца, милитариста, идеологическую машину — но вот так, чтобы воспитывать подлеца, именно такого конструктивного подлеца, расчетливого — такого вот не было. Вероятно, я тоже такой неистребимый совок, но получается, что я его защищаю сейчас. С моим- то антисоветизмом. То есть, это как же надо было постараться. Воспитывают подлеца. Поощряют худшее, человеческое дно. Самое дно. Ил.
Как. Это. Пережить.