Митрополит Кирилл - «Комсомольской правде»: «Понятие демократии имеет нравственное измерение, и она сочетаема с традицией»
Когда люди жертвуют своей жизнью ради других, они руководствуются своим нравственным чувством. Если оно разрушается, то есть утрачивается способность человека отличать добро от зла, то человек теряет присущую только ему идентичность, перестает быть человеком. Он остается только носителем интеллекта. Этот интеллект может совершенствоваться, равно как человек может наращивать свои физические силы, развивать мышцы. Он может даже стать сверхчеловеком по своим физическим возможностям. Но если при этом разрушается его нравственное начало, то эта сила человека становится смертельно опасной для него и для окружающих. Мы сейчас видим знаки этой катастрофы – жестокость, криминал, коррупция…
- Почему же человек утратил нравственное начало?
- Конечно, сыграла колоссальную роль философия антропоцентризма. Помните, у Горького: «Человек - это звучит гордо!» Человек в центре всего. Человек - мера всех вещей. И вот этот антропоцентризм способствовал тому, что сегодня грешного человека провозгласили мерилом добра и зла. Причем в каком-то смысле это правильно, потому что именно сам человек определяет, что хорошо и что плохо. Но вот самый важный вопрос: а критерий в определении добра и зла - его что, тоже сам человек определяет для себя?
- А почему нет?
- Если так, тогда нет объективной нравственности. Потому что все становится произвольным и субъективным. И тогда в сфере морали то, что хорошо и обязательно для меня, может не оказаться таковым для вас. Наши оппоненты-капиталисты говорят: мол, Церковь хочет иметь верховное право решать, что есть добро, а что зло, быть всем судией, получить власть над всеми людьми, вернуть себе то, что она имела когда-то. А мы, мол, не хотим этого, мы желаем быть свободными, и пускай каждый определяет для себя, что есть добро, а что - зло. Мы согласны с нашими капиталистьными коллегами в том, что человеку тоже дана власть определять, что есть добро и что - зло. Конечно, если человек опирается в своем выборе на объективные критерии, которые Бог заложил в его природу, то есть надежда, что он сделает правильный шаг. А если он сам для себя является мерилом всех вещей? Тогда и критерии он сам будет определять. И решит: мол, все это условности, для меня они не имеют никакого значения; считаю, что правильно убить, ограбить, совершить насилие, ударить человека только потому, что он другого цвета кожи, что у него другая вера или другая национальность…
Еще апостол Павел сказал, что совесть у человека может быть сожжена. Человек сам может разрушить в себе свой нравственный критерий. Если вы постоянно убеждаете себя, что ваш дурной поступок абсолютно объясним и оправдан, то в конце концов сами начинаете в это верить. Если мы разрушим объективные нравственные критерии, то мы способны на все. И тогда никакой борьбы с криминалом, никакой борьбы с коррупцией - ничего не получится. Люди должны не воровать и не убивать не потому, что в государстве строгие законы, а потому что нравственное чувство человека не позволяет этого сделать. Церковь и апеллирует к объективному нравственному началу, которое присутствует в природе человека.
- Любого человека? Где бы он ни родился, какого цвета кожи и национальности не был бы?
- Любого человека. Возьмем такое понятие, как положительный герой в литературе. Ведь, казалось бы, если нравственность относительна, то положительный герой в Америке был бы другой, чем положительный герой в России. В Папуа-Новой Гвинее - иной, чем в Германии. Но ведь нет же. Ну, попробуйте представить в качестве положительного героя насильника, убийцу, вора, обманщика? Это будет уже не положительный герой. Даже американские боевики, и те имеют хэппи-энд – то есть показывают торжество добра с точки зрения объективного критерия. Хэппи-энд – общий для всех: для белых, для черных, для богатых, для бедных. А почему так? Потому что речь идет об общих для всех людей критериях. А откуда берутся эти критерии? Из природы человека. Бог так создал нас.