Автор Тема: Как советские/русские люди восприняли подписание Пакта Молотова-Риббентропа?  (Прочитано 298 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Юрий Б.

  • Грудинин мой президент!
  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 85155
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +1702/-1049
    • Лунные модули Аполлонов - беспилотники
Как советские/русские люди восприняли подписание Пакта Молотова-Риббентропа?

Который мы так яростно и давно обсуждаем спустя три четверти века? А также начало Второй мировой войны? Цитирую по дневникам писателя Пришвина:

2 сентября 1939 года.
Мне сунули газету, я прочитал, что вчера, 1-го Сентября, в 5.45 утра Гитлер повел германские войска на Польшу, что Англия и Франция объявили всеобщую мобилизацию. И когда, потрясенный, пораженный, поднял голову, меня встретили горящие глаза, понимающие мое душевное состояние. И мне сказали:
— Они проиграли, они не догадывались: время работало на нас.
Так с 1914 года по 1939 совершил наш народ трудный путь из-за политической ошибки царя: четверть века неописуемых терзаний всего народа за эту ошибку царя воевать против Германии! И вот почему я предсказываю: союз с Германией вопреки всякой идеологии сделается очень прочным, длительным и переделает весь мир.


Реакция вполне одобрительная у Пришвина. Плюсом идет критика царя, ввязавшегося в войну с Германией в 1914 году:

Так вот через 25 лет (мне тогда было 41 год) все переменилось в нашей стране, но я узнаю в себе возвращение того же самого чувства, того же волнения перед войной, как и тогда, в 1914 г. И тогда было сухо и стрекотали кузнечики, и теперь тоже курятся леса и стрекочут в множестве кузнечики. Только тогда Германия была врагом, а теперь другом, тогда Англия восходила как благородное и великодушное светило, теперь Англия — государственная гнилушка.
<...>
И вот прошлое, то, что было 25 лет тому назад (в 1914 году), глянуло сюда к нам, как будто этот слой времени в 25 лет стал прозрачным. Как мы, патриоты, с каким восторгом встретили тогда газеты с такими же точно словами, как теперь, что Англия с Германией находятся в состоянии войны.
<...>
В газетах о войне никаких комментариев, всякий комментирует сам. И так много лучше, чем шум в 1914 году.


Вообще, Пришвин сильно изменил свое резко отрицательное отношение к советской власти. Если он уже давно, лет 7-8, одобрительно отзывается о деятельности Сталина, то здесь пишет уже следующее:

С удивлением вижу, что незаметно для себя говорю и утверждаю то самое, о чем говорили давно большевики и за что я их ненавидел.

Предчувствие неизбежности будущей войны:

Общее, всенародное отношение к миру с Германией недоверчивое. Все думают о хитрости, одни с нашей стороны, другие с немецкой. И мы сами после первой (глупой) радости тоже очнулись, все равно и нам не миновать войны: победит Гитлер — с ним, его победят — с тем, кто победил.