Суды
Послушал выступление Сергея Пашина, нашего знаменитого "судью-расстригу", обалдел. Он ведет сейчас у своих студентов спецкурс по работе судов присяжных, иногда, говорит, для развлечения читает студентам знаменитые речи адвокатов 19 века перед коллегиями присяжных – Кони, Плевако и др. Потом задает вопрос – что из этих речей могло бы быть прочитано на сегодняшних процессах в соответствии с российскими нормами? Выясняется, что практически ничего.
Почему? Есть, оказывается, разъяснения Верховного суда на этот счет. Так вот, современным адвокатам в суде ЗАПРЕЩЕНО – "порочить" доказательства обвинения, упоминать о пытках, "ставить под сомнение" объективность следствия и т.д. Словом, запрещена критика позиций обвинения и следствия. Есть у тебя доказательства защиты – о них и говори. Плевако из такого "суда" был бы изгнан с позором.
Выборы
А вот и моя сфера. Здесь запреты на обсуждения выглядят особенно абсурдно, но они имеются в изобилии. И самый официальный (!), прописанный в законодательстве дикий запрет, которому я не устаю поражаться: участникам выборов на всех уровнях запрещено подвергать критике своих оппонентов и их программы – как в своих агитационных материалах, так и в выступлениях. "Подвергать критике", понятно, в данном случае эвфемизм, означающий принципиальный запрет обсуждать оппонента и его тезисы. Законодатель как бы искренне призывает участников выборов: у вас есть свои предложения? Вот их и высказывайте, а других не троньте.
Таким образом, даже "дебаты" между участниками выборов прописаны в законе как ряд последовательных монологов, непересекающихся между собой.