Сообщается также о том, что несколькими годами позднее красно-черный флаг использовался анархистами в Мексике. Во время анархистского митинга протеста 14 декабря 1879 г. в парке Колумба в Мехико «около 5 тысяч человек собрались с множеством красно-черных флагов, на некоторых из которых была надпись «Ла Сосиаль, Интернациональная лига Юры». Переднюю сторону платформы для ораторов покрывал большой черный флаг с надписью «Ла Сосиаль, Большая Интернациональная лига»». Между мексиканским и европейским анархистским движением поддерживались тесные связи. «…Мексиканское городское рабочее движение XIX столетия поддерживало прямые контакты с Юрским отделением… базировавшегося в Европе Первой Международной ассоциации трудящихся и в какой-то момент открыто вступило в нее» (John M. Hart. Anarchism and the Mexican Working Class, 1860–1931. P.58, 17). (Харт отмечает, что с тех пор красно-черный флаг «рохинегра» стал традиционным знаменем мексиканского рабочего движения вообще, – прим. перевод.).
Так что неудивительно, что движения в Мексике и Италии использовали один и тот же флаг (первоначально размещение цветов, очевидно, было горизонтальным, – прим. перевод.). Оба они входили в один и тот же антиавторитарный Интернационал, что и Юрская федерация, и поддерживали с ней тесные связи. Как итальянское, так и мексиканское анархистское движение участвовали в Первом Интернационале и его антиавторитарном продолжении. Оба они, как и Юрская федерация в Швейцарии, активно участвовали в организации рабочих союзов и стачек. Учитывая тесную взаимосвязь между коллективистским анархизмом в Первом Интернационале (наиболее видным представителем которого был Бакунин) и анархо-синдикализмом, неудивительно, что они использовали одинаковые символы. Как отмечал Кропоткин, «синдикализм – это ни что иное как возрождение Интернационала – федералистского, рабочего, латинского» (цит. по: Martin A. Miller. Kropotkin. P.176). Так что возрождение символов нельзя считать совпадением.
Два других фактора заставляют предполагать, что сочетание красного и черного флагов имело свою логику. Учитывая, что оба флага, и черный, и красный, связывались с Лионским восстанием 1831 г., возникновение красно-черного флага, возможно, не было столь уж неожиданным. Кроме того, черный флаг, как подчеркивала Луиза Мишель, был «флагом стачек», и поэтому его использование вместе с красным флагом рабочего движения кажется естественным шагом для движения анархизма и анархо-синдикализма, основанного на прямом действии и роли стачек в классовой борьбе.
Однако, несмотря на использование красно-черного флага в конце 1870-х гг., он, как кажется, на время вышел из употребления, и только с образованием НКТ в Испании 30 лет спустя его снова начали широко применять. (…)
Итак, красно-черный флаг проистекает из опыта анархизма в рабочем движении и ассоциируется в особенности с анархо-синдикализмом. Черный цвет символизирует либертарные идеи и стачки (то есть, прямое действие), красный – рабочее движение. Со временем он стал привычным анархистским символом, в котором черный цвет символизирует анархию, а красный – общественное сотрудничество и солидарность. Так что красно-черный флаг лучше, чем какой-либо иной символ, выражает цель анархизма («Свобода индивида и социальное сотрудничество всего сообщества», P.Kropotkin. Act for Yourselves. P.102) и его средства («чтобы совершить революцию, рабочая масса должна организоваться. Сопротивление и стачки – это великолепные средства организации, чтобы сделать это»; а «стачки развивают чувство солидарности», цит.по: Caroline Cahm. Kropotkin and the Rise of Revolutionary Anarchism. P.255–256).
http://www.infoshop.org/faq/append2.htmlhttp://vivalafora.livejournal.com/22938.html