С :
http://zt1.narod.ru/rozg_.htm 17 апр. 1863 закон о полной отмене жестоких телесных наказаний "в гражданском ведомстве, в армии и во флоте". Но на розги это не распространялось.
Джаншиев Г.А. Эпоха великих реформ. 6 изд. М.1896 с.180-1. Пирогов Н.И. "Нужно ли сечь детей и сечь в присутствии детей?" (ст. апреля 1858). В 1855 - отмена наказания плетью женщин и больных преступников. В 1857 обсуждалась возможность отмены подобных наказаний для крестьян. Пришел черед вспомнить и о детях. Пирогов: "Для многих отцов, матерей и учителей высечь ребенка - все равно, что высморкаться". Но он же в: Циркуляры по управлению Киевским учебным округом 1860,12: "Отвергать, что и розгой можно действовать без вреда и даже удачно, значило бы отвергать факт". / Митрополит Филарет: "Вопрос о употреблении или неупотреблении телесного наказания в государстве стоит в стороне от христианства. Если государство может отказаться от сего рода наказаний, находя достаточным более кроткие роды оного: христианство одобрит сию кротость. Если государство найдет неизбежным в некоторых случаях употребить телесное наказание: христианство не осудит сей строгости, только бы наказание было справедливо и не чрезмерно".
Пирогов Ник. Ив. 1810-81 P>, т.1 К.1914. БАН 3в/14381. -
P> Розги. Употреблять это средство с крайней осторожностью и только там, где позорная вина требует быстрого, сильного и мгновенного сотрясения. Редко, но безотлагательно. Следуя непосредственно за проступком, очевидность которого не подлежит никакому сомнению (с.191). Воспитание ребенка есть очень сложный нравственно-физический эксперимент. Успех его зависит от такого множества условий, что нельзя с точностью определить результаты ни одной меры .. Отвергать, что и розгою можно действовать без вреда и даже удачно, значило бы отвергать факт (с.284).
P> Никто не будет отрицать, что в ряде случаев вынесения розги или исключения из заведения искусные воспитатели, согретые (с.293) любовью и вооруженные терпением, могли бы исправить виновных без розги и без исключения их из школы.
P> Но! - кто самоуверенный из нас, указав на себя, скажет, - я бы смог! Пусть предложат нам замены телесного наказания и исключения не только более нравственные, но и практические .. (с.294).
P> Умышленная порча вещей, равная воровству, воровство и лихоимство, употребление спиртных напитков, картеж, клевета и наушничество, закоренелая леность, нарушение общественного благочиния. Что все эти поступки и не в зрелом возрасте могут зависеть не от одного только легкомыслия, а иметь более глубокий корень и созреть до степени порока, в этом, я думаю, усомнятся не многие. Судить, исправимы ли они или нет, в каждом данном случае могут только сами воспитатели .. (с.296).
P> Возражают (мнение учителя полтавской гимназии Вакуловского). - Большая часть проступков детей имеет основание в резвости, забывчивости, опрометчивости, а не в испорченности. Передовая мера воспитания есть объяснение проступков и вреда от них происходящего в присутствии всего класса, не нападая на личность провинившегося.
P> Ответ. - Да. Но не все проступки таковы, и на одно указанное объяснение проступков в общественном воспитании нельзя положиться (с.314).
P> Возражение. - Все наказания должны быть в духе христианской любви.
P> Ответ. - Христианская любовь одна, без известных, более определенных правил, в воспитании, и особливо, в общественном воспитании, недостаточна и может быть даже понимаема различно.
P> Так учитель Богатиков (1-ая киевская гимназия) предлагает и розгой действовать в духе христианской любви,
P> тогда как г. Стаховский с позиции христианской любви вовсе отвергает телесное наказание (с.315).
--
Бровкович (арх. Никанор) А.Б. Наша светская и духовная печать о духовенстве. СПб 1884, с.9-10. В описываемое Помяловским время один из товарищей Никанора принял место педагога в училище, где Помяловский воспитывался. Вот его рассказ. - Вообрази, братец, в классе сидят 80 мальчугашек. Нужно им втолковать греческую мудрость. Я: "вы да вы". О лозе ни помину. И что ж ты думаешь? 2-3 учат, прочие же все до одного совсем кинули учебу. Ах, вы такие, сякие! Лоз! Да так вздул малую толику одного, другого. Э-э-э, гляжу, пошла песня совсем иная. Откуда и прилежание, откуда и дарования взялись. И отлично, братец ты мой, дело пошло. А то: "вы да вы", и пустяки выходят.