Не первый раз сталкиваюсь с заблуждением, что фанатичное поведение (а именно о нем идет речь в посте) исходит исключительно от верующих людей и якобы только к ним применим термин- фанатик. То что вы описали касается людей любых мировоззрений, разве фанатиков атеистов не бывает? Вспомним нашу недавнюю историю. Причина не адекватного поведения, заключена в отсутствии любви. БЕЗ ЛЮБВИ ВСЁ - НИЧТО
ОБЯЗАННОСТЬ без любви делает человека РАЗДРАЖИТЕЛЬНЫМ,
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ без любви делает человека БЕСЦЕРЕМОННЫМ,
СПРАВЕДЛИВОСТЬ без любви делает человека ЖЕСТОКИМ,
ПРАВДА без любви делает человека КРИТИКАНОМ,
ВОСПИТАНИЕ без любви делает человека ДВУЛИКИМ,
УМ без любви делает человека ХИТРЫМ,
ПРИВЕТЛИВОСТЬ без любви делает человека ЛИЦЕМЕРНЫМ
КОМПЕТЕНТНОСТЬ без любви делает человека НЕУСТУПЧИВЫМ,
ВЛАСТЬ без любви делает человека НАСИЛЬНИКОМ,
ЧЕСТЬ без любви делает человека ВЫСОКОМЕРНЫМ,
БОГАТСТВО без любви делает человека ЖАДНЫМ,
ВЕРА без любви делает человека ФАНАТИКОМ.
Да любите друг друга. (Ин. 15:17)
Кроме этого, хорошо о поднятой проблеме, на мой взгляд, пишет английский мыслитель К.С. Льюис:
"По-видимому, в мире нравственном есть правило: чем выше, тем опасней. «Обычный человек», потихоньку изменяющий жене, иногда плутующий, не нарушая законов, несомненно «ниже», чем тот, кто служит идее, подчиняя ей желания, выгоду и даже самую жизнь. Но именно из этих, «высших», выходят страшные, бесовские люди — инквизиторы, члены Комитета Общественного Спасения. Безжалостным фанатиком становится не обыватель, а потенциальный святой. Тот, кто готов умереть за идею, готов за нее убивать. Чем больше ставка, тем больше искушение. Однако это не значит, что правы и праведны мелкие, плотские, суетные люди. Они не выше искушения, а ниже.
<...>
Непохоже, лучше, выше — но и к греху ведет худшему. <...> Но и здесь верен закон «чем выше, тем опасней». Иудеи грешили против Бога больше, чем язычники, именно потому, что были к Нему ближе. Когда сверхъестественное входит в человеческую душу, оно дает ей новые возможности и добра и зла. Отсюда идут две дороги: к святости, любви, смирению — и к нетерпимости, гордыне, самодовольству. Одной дороги нет — назад, к пошлым грешкам и добродетелям неразбуженной души. Если Божий зов не сделает нас лучше, он сделает нас намного хуже. Из всех плохих людей хуже всего — плохие религиозные люди. Из всех тварей хуже всего — тот, кто видел Бога лицом к лицу. Выхода нет. Приходится принять эту цену.