Первый ИнтернационалАнтиавторитарные секции Первого Международного, созданного на Конгрессе в Сент-Имьене в 1872 году провозгласили, что "стремление пролетариата не может иметь никакой иной цели кроме учреждения абсолютно свободной экономической организации и федерации, основанной на труде и равенстве всех и абсолютно независимой от всякого политического правительства,", в котором каждый рабочий будет иметь "право пользования продукта его труда и таким образом средств развития его полных интеллектуальных, материальных и моральных способностей условиях коллективизма". Данное революционное преобразование могло "быть только результатом действий самого пролетариата, его рабочих организаций и автономных коммун"[10].
К концу девятнадцатого столетия большая часть европейского анархистского движения приняла анархо-коммунистические положения, отстаиваю принципы отмены товарно-денежных отношений в пользу распределения продуктов труда по потребностям[11]. Как ни странно, термин "коллективизм" становился в это время все более связанным с марксистскими государственным социализмом, что выражалось в защите его сторонниками идеи сохранения системы наемного труда на время перехода к полному коммунизму. Петр Кропоткин критиковал эти идеи в своем эссе, "Наемный труд в коллективистском обществе", которая была переиздана в его книге "Хлеб и воля" в 1892-м году[12].
ТеорияРазличие между коллективистским и коммунистическим анархизмами лежит в сохранении системы наемного труда после социализации коллективистами, в то время как анархо-коммунисты считали необходимым не просто социализировать средства производства, но и продукты труда[13].
Анархо-коллективисты не всегда выступают против использования денег, в данном вопросе их подход может быть вариативным. При этом изначально анархо-коллективисты считали свои теоретические изыскания моделью потенциально возможного перехода к коммунистическому анархизму. Джеймс Гильом, товарищ Бакунина по Первому Интернационалу, писал, что анархо-коллективистское общество "обеспечит совместное использование орудий труда, которые являются собственностью каждой из этих групп и которые, путем двустороннего соглашения, будут становится коллективной собственностью всей... федерации"[14].
Коллективисты высказываются в пользу автономии рабочего места и самоуправления "рабочих на различных фабриках не имеют ни малейшего намерения передать с трудом завоеванный контроль над орудиями труда высшей власти, называющей себя "корпорация""[15].
[size=85]
Примечания:[1] Эльцбахер П. Сущность анархизма.
[2] Там же.
[3] Шубин А. В. Социализм. «Золотой век» теории. — М.: Новое литературное обозрение, 2007. С. 228-229
[4] Эльцбахер П. Сущность анархизма.
[5] Bakunin Mikail. Bakunin on Anarchism. Black Rose Books. 1980. p. 369
[6] Бакунин М. А. Государственность и Анархия.
[7] Morriss, Brian. Bakukunin: The Philosophy of Freedom. Black Rose Books Ltd., 1993. p. 115
[8] Кропткин П. А. Современная наука и анархия.
[9] Бакунин М. А. Федерализм, социализм и антитеологизм.
[10]
http://www.blackrosebooks.net/anarism1.htm[11] Рябов П. В. Краткая история анархизма. — Краснодар: Черное и красное, 2000. С. 15
[12] Кропоткин П. А. Хлеб и воля.
[13] Там же.
[14] James Guillaume, Bakunin on Anarchism, p. 376
[15] Ibid, p. 364[/size]
Ссылка:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D0%BC[/quote]