Абхазию "зачищают" от русского населения
9 октября в Москве в одном из пресс-центров состоялась очередная «правозащитная» пресс-конференция. Журналистов на ней присутствовало немало — и западных, и отечественных капиталистьных. Однако в целом мероприятие было проигнорировано, и в прессе появились всего лишь две-три тенденциозные заметки. Уж очень «неполиткорректная» тема обсуждалась — положение беженцев из Абхазии, включая русскоязычных.
Долго и с негодованием обсуждая судьбу сотен тысяч грузинских беженцев, покинувших Абхазию во время войны 1992-93 гг., правозащитники были вынуждены косвенно признать и другой, гораздо менее известный аспект проблемы.
В частности, на пресс-конференции выступили бывшие (не по своей воле) жительницы Абхазии Валентина Шевченко и Елена Карионова, которые рассказали о вопиющих случаях произвола, творящегося в «мандариновой республике» в отношении «некоренных жителей».
По словам выступающих, в Абхазии, в прошлом году получившей независимость по инициативе России, в массовом порядке отбирают жилье у русскоязычных (в первую очередь, русских) жителей и передают представителям «титульной нации». Например, объявляют живых и здравствующих беженцев, проживающих в РФ, умершими, и после этой процедуры их квартиры (дома) автоматически достаются «коренному населению», странным образом принадлежащему к кланам, стоящим у власти.
Но чаще всего здесь просто объявляют временно пустующее недвижимое имущество «бесхозным» и заселяют туда «своих». Тех немногих русских, в основном стариков, кто пока еще остается в Абхазии, могут и вообще выставить на улицу. Причем в местные суды обращаться бесполезно. Судьи всегда под разными предлогами принимают сторону захватчиков чужой собственности.
Глава МИД РФ Сергей Лавров, в начале октября совершивший вояж в Сухуми, назвал проблему насильственного отъема жилья «несистемной». Хотя, по оценкам независимых экспертов, подобных случаев зафиксировано не менее 40 тысяч. Что, учитывая число русскоязычных беженцев из Абхазии (свыше 50 тысяч), представляется вполне достоверным.
Но, может быть, эксперты ошибаются, принимая за систему единичные случаи захвата жилья отдельными злоумышленниками? И сударьа Лаврова ввели в заблуждение нерадивые советники? Хотелось бы в это верить. Впрочем, официальные документы свидетельствуют как раз о том, что абхазские власти проводят целенаправленную политику по выдавливанию русскоязычного населения из республики. Ведь если у человека изымают жилье, ему ничего не остается, кроме как возвращаться на «историческую родину».
Полностью с текстами документов можно ознакомиться ниже. А пока процитируем самые интересные моменты.
Первый документ выпущен в свет Администрацией президента РА под грифом «совершенно секретно» 6 февраля 2006 г. Называется — «Инструктивное письмо о порядке применения указа президента Республики Абхазия «Об инвентаризации жилищного фонда РА».
Стоит отметить, подписали «письмо» не какие-нибудь беспредельщики с улицы, а председатель Верховного суда Рауф Коруа, генпрокурор Заур Барциц, министр внутренних дел Отар Хеция, министр юстиции Людмила Ходжашвили, плюс главы двух крупных территориальных образований. Надо думать, с полного одобрения президента РА Сергея Багапша.
Посмотрим, что же там такого секретного:
«…Дома и квартиры, оставленные выехавшими домовладельцами, признать в судебном порядке бесхозяйными для последующего перераспределения;
…Граждан, покинувших жилые помещения… признать утратившими права пользования жилыми помещениями и выписать их с места прежней прописки без предоставления паспорта;
…Управляющим домами, начальникам ЖЭО не выдавать справки о месте жительства гражданам, выехавшим за пределы Республики Абхазия с 1992 и последующие годы…
И действительно, есть, что засекретить. Потому что т.н. «инвентаризация» скорее похожа на самую настоящую этническую чистку, главный мотив которой, по сути — выгнать из республики русскоязычное население «без предоставления паспортов», предварительно ограбив до нитки. Поскольку из контекста прекрасно понятно, кто именно выехал из Абхазии в период войны. Явно не «коренные» жители (стыдливо обозначенные как «граждане Абхазии»). «Коренные», если кто из них и выезжал, потом беспрепятственно вернулись. А те, кто не вернулся (устроились в России), сохранили жилье за своими родственниками.