СЕФИРОТ Еврейск., множественное число от слова «Сефира» Каббалистическая метафизика рассматривает мир как совокупность десяти Божественных эманаций, каждая из которых содержит в себе одно из качеств этого мира. Эти эманации называются Сефирот; происхождение данного слова точно неизвестно, но многие исследователи считают его искаженным вариантом греческого слова «sphera» или позднелатинско-го «cifra». Последнее представляется наиболее вероятным, поскольку в древнейшем из каббалистических трактатов («Сефер Йецира») сказано, что Господь создал мир посредством двадцати двух букв еврейского алфавита и десяти «изначальных чисел, называемых Сефирот». Эти десять чисел состоят из четырех основных элементов (Божьего Духа, воздуха, воды и огня) и шести пространственных направлений (вверх, вниз, вправо, влево, вперед, назад). Размышляя над этими мистическими числами, человек открывает смысл Божественных тайн.
Таково самое раннее упоминание о Сефирот, содержащееся в каббалистической литературе начала нашей эры. Много веков спустя испанские и французские каббалисты разработали теорию Сефирот в том виде, в каком она известна и поныне. Итак, всего Сефирот десять: Кетер (Венец), Хокма (Мудрость), Бина (Распознавание), Хесед (Милость), Гебура (Сила или Строгость), Тиферет (Великолепие), Нецах(Победа или Вечность), Год (Величие или Признание), Йесод (Основание или Фундамент) и Малкут (Царство). Сторонники так называемой «лурианской школы» исключают из числа Сефирот Кетер, который, по их мнению, является не эманацией, но Божественным первопринципом, порождающим все эманации. В этой системе Хокма и Бина считаются высшими Сефирот, а между ними вводится дополнительная Сефира Дашп(Постижение). Система, которую предлагает видная английская исследовательница каббалыДион Форчун, включает в себя и Кетер, и Даат, но последняя обозначается пунктиром и считается «дополнительной».
Десять Сефирот обычно изображаются в виде сложного чертежа, который называют «Древом Сефирот» или «Древом Жизни». Иерархия Божественных эманации представлена здесь в виде трех взаимосвязанных вертикальных колонн: центральную составляют Кетер, (Даат), Тиферет, Йесод и Малкут, правую -Бина, Гебура и Год, левую - Хокма, Хесед и Нецах. Все Сефирот связаны между собой 22-мя путями, символически отождествляемыми с буквами еврейского алфавита и картами Старшего Аркана Таро. Мыслимые как одно целое, Сефирот образуют форму совершенного существа - первоначального человека Адама Кадмона.
Медитация на Древо Сефирот представляет собой мысленное восхождение из сферы материального мира (Малкут) в сферу Чистого Духа (Кетер); согласно работам Исаака Лурии, адепт, восходящий в Кетер, попутно «собирает вместе» все остальные девять Сефирот и восстанавливает их изначальное единство.
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ МИСТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ, СТР, 442 – 444.