Тяжёлый покров хозяйственной нужды ложится на хозяйственную деятельность и закрывает её софийное предназначение. Будучи формой борьбы жизни со смертью, самоутверждение жизни, хозяйство есть функция жизни – оно вызвало функции самозащиты жизни и есть в основном своём мотиве (мотив этот – страх смерти) несвободная деятельность. Понимая труд как усилие, направленное к определённой цели, Булгаков С.Н. истолковывает познание, науку как трудовую, хозяйственную деятельность – ведь познание, как волевая деятельность, требует усилия, труда. Можно сказать, что хозяйство есть процесс знания. Трансцендентальный субъект знания – Божественная София, историческое человечество.
“Личности суть только очи, умы, руки органы единого субъекта знания, которому и принадлежит вся сила знания, энергия, глубина и все плоды знания”. Науку Булгаков С.Н. характеризует как общественный трудовой процесс, направленный к производству идеальных ценностей – знаний, по разным причинам нужных и полезных человеку.
Философия хозяйства стр. 138