«Состав мелкозернистого компонента марсианского грунта схож с композицией пыли, развеянной по всей планете, и теперь мы знаем о её гидратации больше, чем когда бы то ни было», — подчёркивает Пьер-Ив Меслен из Института астрофизических и планетологических исследований в Тулузе (Франция), ведущий автор рапорта о показаниях лазерного инструмента.
Внутренняя лаборатория Curiosity определяла состав образцов с Рокнеста с помощью рентгена. Этот метод, изобретённый в 1912 году, и есть тот самый лабораторный стандарт, без которого не обходится идентификация минералов на Земле. Необходимое для него оборудование было уменьшено в размерах, чтобы оно могло поместиться в аппарат, доставивший Curiosity на Марс, и, кстати, разработанные в процессе миниатюризации подходы принесли пользу не только там, но и на Земле. О том, как применялся этот метод и какие дал результаты, рассказывают Дэвид Биш из Индианского университета в Блумингтоне (США) и его коллеги.
Рентгенография позволила выявить десять минералов, а также обнаружить, что в образцах из Рокнеста неожиданно много аморфных ингредиентов (наряду с кристаллическими) — стеклоподобного материала, распространённого компонента вулканических отложений на Земле.
Ещё один инструмент марсианской лаборатории на колёсах помог разобраться в изотопном составе газов, которые образовались при нагревании грунта из Рокнеста до 835 °C в крошечной печке внутри Curiosity. Оказалось, что грунт примерно на 2% состоит из воды, причём молекулы воды связаны как раз с аморфным материалом.
«Соотношение различных изотопов водорода говорит о том, что эта связь — результат взаимодействия грунта с современной атмосферой», — рассказывает Лори Лешин из Политехнического института Ренсселера (США), ведущий автор статьи о «печке».
Нагревание образца из Рокнеста выявило также соединение с хлором и кислородом (скорее всего, это хлорат или перхлорат), которое ранее обнаруживалось на Марсе только в одном месте на более высокой широте. Curiosity находится в районе экватора, то есть вещество, по-видимому, распространено повсеместно.
Анализ данных, полученных ровером в первые четыре месяца работы, продолжается. Напомним, что, хотя марсоход считается американским, в действительности это плод международных усилий: бортовые инструменты разработаны и изготовлены не только в США, но и в Канаде, Испании, России и Франции.