А я из Сибири. Но татары мне не мешают.
В Вооруженных Силах России данного периода была активизирована деятельность духовенства других исповеданий. Общее руководство осуществлял Департамент духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел через соответствующие консистории. Так, например, командующий Брянским арсеналом полковник Аристов обратился с рапортом № 1034 от 20 февраля 1860 года по команде с просьбой о присылке в Брянский арсенал дивизионного проповедника лютеранского лютеранского исповедания для удовлетворения духовных треб военнослужащих арсенала.
Департамент духовных дел иностранных исповеданий 29 марта 1860 года в письме за № 648 сообщал начальнику Штаба Его Императорского Высочества генерал-фельдцейхмейстера сообщал: «имеем честь уведомить Ваше Превос- ходительство, согласно полученному ныне от Московской Евангелическо-Лютеранской Консистории донесению, предписано состоящему при Штабе резервов Армейской пехоты Евангелическо-Лютеранскому дивизионному проповеднику Отто отправиться в Брянский Арсенал, для исполнения духовных треб служащим при Арсенале воинским чинам Лютеранского исповедания».
В приказе по военному ведомству № 2 от 1871 года был объявлен порядок удовлетворения духовными лицами иноверческого исповедания духовных треб своих братьев по вере в военно-врачебных заведениях. Эта деятельность иноверческого духовенства оплачивалась государством.
Начальник Управления училищ военного ведомства 30 мая 1860 года в письме за № 3135 обращался к начальнику Штаба Его Императорского Высочества генерал-адьютанту Баранцову с просьбой уведомить его «где исполняют обряды своей религии нижние чины Еврейского Закона подведомственных вверенному Вашему Превосходительству Штабу команд, расположенных в Ленинграде, и не отводится ли им для этого, по распоряжению Началь- ства, особое помещение в казенных зданиях».
На что последовал ответ 1 июня 1860 года за № 3135. Из него следовало, что «в частях артиллерийского ведомства в Ленинграде нижних чинов Еврейского Закона, весьма ограниченное число и им не отводится никакого особого помещения в казенных зданиях для исполнения обрядов своей религии, а ходят они для этого в молельни устроенные у Чернышева моста и во 2-м Военно-сухопутном госпитале.» Таким образом, мы видим, что даже военное руководство столь высокого ранга не стояло в стороне от решения столь важных вопросов, как исполнение обрядов своих религий.
Важным событием в жизни каждого воина является принятие военной присяги. И духовенство принимало в этой церемонии активное участие.
Евреи произносили присягу преимущественно на русском языке, но если новобранцы его не знали, то на простонародном еврейском наречии. Они приводились к присяге в любое время, кроме субботних и праздничных дней, в синагогах или молитвенных школах перед открытым Кивотом (Орон Га Кодеш). Где же не было синагог и молитвенных школ, в специально подготовленном месте. Присягу принимало командование части и раввин (или его помощник) в присутствии двух свидетелей из евреев.
Краткое вступительное слово командира. После выступления командира, присягающий, стоя с покрытою головою, клал руку, если он присягал в синагоге или молитвенной школе, на книгу Моисеева закона и читал переданный ему текст присяги. После этого он подписывался под текстом, а потом и всеми лицами, присутствовавшими на присяге.
Поступающие на военную службу мусульмане приводились к присяге по особой форме. Текст присяги писался на разных восточных языках, с тем, чтобы каждый мусульманин мог присягать на том языке, который ему был известен.
Присягающий должен был во время присяги держать два пальца правой руки на раскрытом Коране, повторять слова присяги, которые ему читало духовное лицо исламской веры и по окончании клятвы, целовал его.
В тех случаях, когда не оказывалось духовного лица, приведение к присяге мусульман возлагалось на кого-либо из грамотных мусульман, а если присягающий сам был грамотен, то ему самому предоставлялось и читать слова присяги.
Серьезное внимание командование русской армии уделяло удовлетворению духовных треб нижних чинов как православного, так и не православного вероисповедания. Так, главнокомандующий Гвардейским и Гренадерским корпусами Александр Николаевич (будущий император России) в апреле 1854 года приказал: «… в течение всей Страстной недели учений в войсках вовсе не производить, дозволяя только делать расчет караулов тем частям, которым будет приходиться вступать в оные. Нижним же чинам, по желанию их, дозволять ходить в церкви своих исповеданий».
http://www.pobeda.ru/content/view/147/53/