Значительный дефицит справедливости и равенства в обществе некогда «окончательно и бесповоротно победившего социализма» самым естественным образом вписывается в длинный ряд, неизменно преследующих борцов за социальную справедливость, неудач, фатальная неизбежность которых создает прецедент существования правила без исключений. Причину заведомой обреченности всех попыток построения общества всеобщего благоденствия должна была бы выяснить такая общественная наука, как политическая экономия. Между тем многочисленные совсем недавно, угодливые толкователи своевольных действий практиковавших некогда строителей социализма и коммунизма, источившие все свои зубы о гранит пролетарской политэкономии, утверждают сейчас, что такой науки, дескать, не существует вовсе. С этим, довольно запоздалым и вынужденным признанием нельзя не согласиться. Действительно, разве можно представить себе пролетарскую физику или, скажем, буржуазную математику? Вот так и политическая экономия, являясь одной из ведущих общественных наук, должна выяснить принципиальную возможность приемлемого разрешения многочисленных противоречий в человеческом обществе к нашему всеобщему, а не только пролетарскому, удовольствию.
В качестве единственного и решающего средства регулирования общественных отношений последователи социалистической и коммунистической идеи видят исключительно внеэкономическое распределение материальных благ. Да и все остальные разновидности борцов за справедливость не нашли более действенное средство совершенствования общественной организации. Представляется в высшей степени целесообразным выяснить влияние внеэкономического распределения на характер общественно-экономических отношений в зависимости от его доли в совокупном результате общественного производства. Тем самым предоставляется заманчивая возможность найти такую степень его использования, которая позволит раз и навсегда осуществить заветную мечту человечества о справедливой общественной и экономической организации.
Применительно к обществу, в котором господствует частная собственность на средства производства, внеэкономическое распределение можно разделить на несколько характерных областей.
Первая их них имеет четко определенное начало в виде своего нулевого значения. Полный отказ от использования внеэкономического распределения предоставляет частным собственникам неограниченную экономическую свободу. В результате мы получим быстрое углубление имущественного расслоения, социальные потрясения, распространение насилия, деградацию всех сфер человеческой деятельности, территориальное разобщение. То есть, отсутствие какого-либо внеэкономического распределения практически исключает возможность устойчивого существования любой отдельной независимой человеческой общности. Вот так неограниченная экономическая свобода оборачивается огромными бедствиями для допустившего ее общества, завершаясь, в конечном счете, самопроизвольным его распадом. По мере увеличения доли внеэкономического распределения и в полном соответствии с ним степень устойчивости общества будет возрастать. Первая область использования внеэкономического распределения ограничивается некоторым его значением, которому соответствует минимальная неприемлемая степень устойчивости общества.
Вторая область, следовательно, с минимальной приемлемой степени устойчивости общества начинается. Дальнейшее наращивание доли внеэкономического распределения увеличивает степень его устойчивости. Вторая область включает в себя «гуманный и демократический капитализм», после которого дальнейшее увеличение доли внеэкономического распределения упирается в невидимый, но ощутимый экономикой барьер, за которым начал давать значительные сбои хваленный производственный механизм Швеции. То есть, вторая область использования внеэкономического распределения ограничивается некоторым значением, которому соответствует наибольшая допустимая степень административного управления экономикой.
Третья область использования внеэкономического распределения, следовательно, начинается значением, которому соответствует наименьшая недопустимая степень использования административных методов управления экономикой. Продолжая наращивать долю внеэкономического распределения, мы получим возрастающие степени недоразвитости капитализма, затем неразвитости, добравшись до внеэкономического распределения всего совокупного результата общественного производства. Это будет не что иное, как советская система тотального централизованного распределения, полностью исключающая существование членов общества, имеющих независимые от господствующей власти источники доходов.