Количество интеллекта в обществе
Востребованное количество интеллекта в пределах каждого общества является определенной конечной величиной. Можно заставить человека с вузовским дипломом работать грузчиком или сторожем; в официанты, к примеру, в последнее время появилась мода брать искусствоведов и т.п., однако в этих и других подобных случаях использованные не по назначению человеческие способности оказываются просто бездарно разбазариваемыми. Определимся с тем, что человек только тогда использует свой потенциал, когда он находится на своем месте.
Однако количество «мест» в каждом обществе ограничено. Предлагаю следующий пример:
Примем в рассматриваемом гипотетическом обществе средний востребованный интеллект «рабочего» равным единице, «специалиста» равным 10, «ученого» равным 100, «профессора» равным 1000, «академика» равным 10000 единиц. (На самом деле это очень приблизительная градация, потому что в реальности разница между этими гипотетическими ступенями будет сглажена различными «промежуточными» профессиями.) Названия категорий я поставил в кавычки, чтобы подчеркнуть, что речь идет об условных понятиях. В дальнейшем вышеупомянутые категории будут представлены без кавычек, что не снимает их условности.
При этом заострю ваше внимание, что речь идет о востребованном интеллекте. Т.е. если мы уволим, скажем, ученого с его места и поставим его работать рабочим, востребованный, используемый в этом случае обществом интеллект будет равен единице. (Это, конечно же, отнюдь не значит, что если мы поставим неподготовленного рабочего на место ученого, тот справится с поставленными задачами).
Грубо говоря, если мы имеем в некоем обществе 10000 рабочих, 1000 специалистов, 100 ученых, 10 профессоров и 1 академика, то суммарный умственный потенциал данной системы составляет 50000 единиц. Если мы произведем в рамках данной системы (при том же количестве людей) умственного потенциала 100000 единиц, то сможем использовать только 50000 единиц. (При этом важный момент, что не все люди максимально соответствуют своему месту, что опять же уменьшает общую «интеллектуализацию» системы.) Таким образом, количество востребованного интеллекта оказывается в любом обществе ограниченным.
Обществу оказывается гораздо проще нарастить количество рабочих, чем специалистов и ученых. Хотя и увеличение количества обычных рабочих мест дело непростое, оно связано опять же с недостатком нужных специалистов, ученых и т.д. по всей пирамиде.
Таким образом, системы могут быть разделены на следующие типы:
- «недоразвитые», т.е. такие, где уровень интеллекта недостаточен;
- «переразвитые», т.е. такие, где количество произведенного интеллекта превышает возможности системы по его использованию;
- «дисгармоничные», т.е. такие, в которых общее количество интеллекта достаточно или превышает требуемую обществом норму, однако произведенные системой специалисты и ученые, а иногда даже и рабочие, в связи с перекосами в системе образования не соответствуют ее нуждам и не могут быть адаптированы к ним «без потерь»;
- «гармоничные». Такие я не рассматриваю в связи с их современной невозможностью или их временной возможностью лишь в силу случайности.
В мире до сих пор имеется большое количество систем первого типа, примером таковых могут служить «развивающиеся» страны, не производящие для своих нужд достаточное количество интеллекта, а также Западная Европа и США, практикующие масштабный его ввоз извне.
Примером переразвитой системы может послужить СССР, в котором количество различных специалистов и ученых было столь велико, что их приходилось использовать весьма экзотическим образом (пример - отправка «на картошку» целых НИИ).
Случай дисгармоничной системы у нас у всех перед глазами – это современная Россия.
Вполне понятно, что интеллектуальная недоразвитость общества представляет собой зло, хотя ряд обществ процветает и в этом случае, однако является злом или добром для общества его интеллектуальная «переразвитость»? Пример СССР показывает, что чрезмерное количество интеллекта в системе является опасным для ее устойчивости. Появляются недовольные, те, кому не «хватило места», усиливается конкуренция, «блат», одновременно с этим происходит дробление функций специалистов и ученых, их малая деловая загруженность. Специалисты и ученые чувствовали невозможность настоящего творческого самовыражения. Из этого можно было бы сделать вывод о пагубности интеллектуального перепроизводства, хотя, на мой взгляд, такой вывод стоит признать поспешным.