Штат Невада согласился предоставить Tesla налоговые льготы в размере $1,3 млрд. с целью постройки гигантской фабрики возле Рино. Кроме этого, компания собрала более $517 млн. в качестве платы за продажу производителям автомобилей квот на выбросы. Эта система, существующая в десяти штатах, обязывает автопроизводителей приобретать квоты, если они продают недостаточно машин с нулевыми вредными выбросами. Поскольку все машины Tesla выбросов не делают, компания просто торгует этими кредитами.
SpaceX получила около $20 млн. в субсидиях на экономическое развитие от штата Техас, на которые она строит там свой космодром, и выиграла тендеры на контракты от НАСА и U.S. Air Force на общую сумму в $5,5 млрд.
Конечно, любая компания, занимающаяся солнечными панелями или электромобилями, может получать подобные субсидии. Но субсидии для компаний Маска отличаются гигантским размером, если сопоставлять их с размерами компаний и с тем, насколько эти компании от них зависят.
«Правительственная поддержка – это главная часть всех трёх компаний, без неё их бы просто не существовало» – говорит Марк Шпигель, менеджер хедж-фондов в Stanphyl Capital Partners, который играет на понижение акций Tesla. За последние два года акции компании выросли на 157%.
По словам Эшли Вэнса, автора биографии «Илон Маск: Tesla, SpaceX и Поиски удивительного будущего», Маск настолько наловчился получать государственные субсидии, что штаты соревнуются друг с другом за право дать ему денег. «После восхода его звезды каждый штат хочет поиметь свой кусочек Илона Маска».
А до этого он поднял неплохую сумму в $1,5 млрд. после покупки компанией EBay Inc. компании платежей PayPal, в которой Маск владел 11% акций. На деньги с продажи он основал SpaceX, инвестировал и занял лидирующие посты в Tesla и Solar City. Теперь он – генеральный директор в Tesla и SpaceX и председатель совета директоров SolarCity, и владеет частями всех трёх компаний. Это 27% Tesla и 23% SolarCity.
Неприятные разговоры
Доходам в $1,3 млрд. от фабрики по производству аккумуляторов в Неваде предшествовал год очень сложных переговоров. В конце 2013-го Tesla пригласил чиновников, отвечающих за экономическое развитие в семи штатах, на свой автомобильный завод во Фремонте. После экскурсии директора Tesla рассказали им свой план строительства крупнейшей аккумуляторной фабрики в мире, и пригласили поучаствовать в финансировании.
Невада предложила стандартные налоговые льготы, которые в этом случае равнялись бы $600-700 млн. – об этом рассказал Стив Хил, директор по развитию штата. Но директора Tesla хотели гораздо больше. Они просили о предварительном платеже в $500 миллионов. Дело дошло до общения на повышенных тонах.
В результате договорённость была достигнута, когда Хил встретился в Пало Альто с директором по бизнес-развитию Tesla Дьярмьюидом О'Коннелом, бывшим чиновником из руководства штата. Они договорились о выдаче налоговых кредитов в размере $195 млн., которые автопроизводитель мог продать. Для этого штату пришлось урезать налоговые льготы для киношников и отменить такие льготы для страховых компаний. Чиновники посчитали, что эти расходы окупятся благодаря появлению 6000 новых рабочих мест.
В отчёте, подготовленном чиновниками, рассчитывается, что экономика благодаря этому проекту за 20 лет подрастёт на $100 миллиардов, хотя некоторые экономисты критикуют эти цифры.