Однако о переговорах мы узнали случайно из информации на сайте МФТИ через несколько недель после их начала. Мы отправили запрос в ректорат со ссылкой на статью 37 Трудового кодекса, подчеркнув, что представители "Университетской солидарности" в соответствии с ней должны быть представлены в коллективном органе, который разрабатывает коллективный договор. Мы также предложили устранить нарушение и включить в комиссию по подготовке редакции договора нашего представителя. В ответ - тишина. И только после того, как мы обратились в Конфедерацию труда России, президент которой направил в МФТИ письмо с требованием устранить нарушения трудового законодательства, администрация ввела члена нашего профсоюза в единый представительный орган.
Сейчас мы требуем предоставления отчетов по преподавательской нагрузке, по расчету ее оплаты!. Несмотря на то, что работодатель обязан дать ответ на запросы профсоюза в течение недели, за этот год мы не получили ни одного ответа на указанные выше запросы ни в письменном, ни даже в устном виде.
В апреле я встречался с ректором МФТИ, со своей стороны он не видит проблем с возможностью предоставлять нам информацию, но когда мы пишем электронные письма его заместителям, сотрудникам, которые обязаны предоставлять нужные нам бумаги, никакого ответа не получаем. Это замкнутый круг. Именно поэтому решено было защищать свои права в суде.
Eсть еще один немаловажный момент. Одним из наших главных требований является включение в ученый совет МФТИ представителя "Университетской солидарности".
Недавно член нашего профсоюза доктор физико-математических наук, заведующий отделом Института прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН, преподаватель кафедры высшей математики МФТИ Юрий Орлов опубликовал в газете "Троицкий вариант" статью "Неученые ученые советы?", где проанализировал состав ученых советов ряда московских университетов. Он отметил, что по своему составу учеными их можно назвать с большой натяжкой. В каждом из них - множество административных работников, не меньше 10 процентов составляют сотрудники без ученой степени. Между тем ученый совет - это стратегический орган, который должен формировать вопросы науки и образования, а не заниматься административно-хозяйственной деятельностью.
У нас же в стране все это зачастую смешано. В ученом совете многих вузов - масса административных работников.
Мы требуем, кроме того, соблюдения части 1 статьи 2 закона о профсоюзах, которая гласит, что все профсоюзы пользуются равными правами. На сегодняшний же день в ученый совет входит только представитель профсоюзного комитета МФТИ - органа, приближенного к руководству и выполняющего все его решения. Причем этот человек не имеет ученой степени. Вообще такая тенденция (включения в совет административных работников, сотрудников без ученых званий), на наш взгляд, противоречит всему смыслу ученого совета. Eдинственное объяснение этому - повышение управляемости и создание локальной вертикали власти в вузе.
Мы добиваемся включения в ученый совет члена нашего профсоюза, чтобы он представлял не только профсоюзные, но и преподавательские интересы. Нам нужна информация с заседаний ученого совета для защиты прав профессорско-преподавательского состава. В нашем профсоюзе много достойных кандидатов, серьезных ученых, докторов наук. Мы готовы предложить разные кандидатуры. Но реакции по-прежнему нет, диалога не получается. В судебном иске мы указали требование включить нашего представителя в ученый совет.
И еще один важный момент. В конце прошлого года мы рассчитали по нормам министерства образования финансирование, которое должно выделяться на преподавательскую деятельность конкретно в МФТИ. По предварительным расчетам, с использованием рекомендаций минобрнауки, оно оказалось существенно больше, чем мы имеем по факту. Мы не настаиваем на какой-то идеальной точности наших расчетов, а предлагаем: "Дайте нам свои расчеты, сошлитесь на нормативные акты, на основе которых они сделаны, поясните, из каких параметров вы исходите, и так далее". Нам ответили что-то типа того, что раз мы не в ректорате работаем, то и не поймем этих расчетов. И на этом все.
Ситуация в вузах складывается, надо сказать, не очень хорошая. Особенно в тех, которые автономны и в меньшей степени контролируются минобрнауки и другими надзорными структурами. Сегодня фактически всем руководит ректор, который никак не подотчетен коллективу, ведь во многих вузах это уже не выборная должность: он назначается министерством образования и науки. Соответственно каким-то образом повлиять на него коллектив не может. Между тем для эффективного функционирования вузов совершенно необходим диалог между администрацией и сотрудниками.
А пока приходится защищать свои права в суде.
"Правда" будет следить за развитием ситуации.
Еркина Алена