Обра́тная разрабо́тка (обратное проектирование, обратный инжиниринг, реверс-инжиниринг; англ. reverse engineering) — исследование некоторого готового устройства или программы, а также документации на него с целью понять принцип его работы; например, чтобы обнаружить недокументированные возможности (в том числе программные закладки), сделать изменение или воспроизвести устройство, программу или иной объект с аналогичными функциями, но без прямого копирования.
Применяется обычно в том случае, если создатель оригинального объекта не предоставил информации о структуре и способе создания (производства) объекта. Правообладатели таких объектов могут заявить, что проведение обратной разработки или использование её результатов нарушает их исключительное право по закону об авторском праве и патентному законодательству[1][2].
Обратная разработка на службе государств Править
В 2016 году на заседании Правительственной комиссии по импортозамещению министр промышленности торговли РФ Д. В. Мантуров заявил о планах создать на базе Фонда развития промышленности центр обратного инжиниринга[3].
Сферы применения обратной разработки Править
Машиностроение, автомобилестроение, авиация Править
Копирование различных механизмов и машин без фактической разработки. Позволяет минимальными затратами воспроизвести удачную конструкцию, но есть случаи копирования и неудачных машин.
Примеры:
Советский грузовик АМО-3 был практически полной копией американского грузовика «AutoCar-SA».
Советский лодочный мотор «Москва» был практически полной копией очень удачного американского мотора ScottAtWater.
Пример неудачного выбора прототипа для обратной разработки — советский лодочный мотор «Вихрь», копия немецкого мотора Koening.
Советский самолет Ту-4, за исключением двигателей, является почти точной копией американского Boeing B-29 Superfortress.
Практически все бензиновые двигатели, установленные на мотоблоках, генераторах и других малогабаритных машинах китайского производства — копии японских моторов Honda GX.
Знаменитые японские АКПП Aisin A130 и A140 — несколько доработанные нелицензионные копии АКПП Chrysler 1940—1950-х годов, которые производились американской компанией на заводах в Японии после Второй мировой войны.
Первые китайские внедорожники Admiral, Great Wall и другие — нелицензионные практически точные копии внедорожника Toyota Hilux Surf.
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B0