23 Семантика и управление Прикладной уровень
Про управление коллективом написано множество книг. Чем же может помочь семантика?
Люди не осознают или забывают – чем они занимаются и что делают.
Если командир станет развлекать, священник начнёт учить, а учитель станет командовать, - то ничего хорошего не получится.
А между тем, в семантике русского языка эти отношения давно прописаны. Давайте их вспомним:
Кубы типов организаций, их целей и лидеров:
1. Класс, Обучение, Учитель,
2. Семья, Воспитание, Наставник,
3. Контора, Работа, Начальник,
4. Команда, Достижения, Тренер,
5. Общество, Отдых, Наблюдатель,
6. Клуб, Культ, Кумир,
7. Церковь, Служение, Пастырь,
8. Войско, Победа, Командир.
Методы дополнительного воздействия для лидеров:
Управленец, Гуманитарий, Учёный, Общественник,
1. Доказывать, Преподносить, Сообщать, Развлекать,
2. Заставлять, Призывать, Увещевать, Наказывать,
3. Указывать, Обращать, Направлять, Вести,
4. Стимулировать, Поощрять, Вопрошать, Помогать,
5. Настраивать, Воодушевлять, Критиковать, Искушать,
6. Сигнализировать, Отвлекать, Консультировать, Добывать,
7. Провозглашать, Стращать, Благословлять, Служить,
8. Внушать, Завоёвывать, Распоряжаться, Приказывать.
Про масштаб деятельности тоже иногда забывают, а это качественно разные уровни развития:
1. Компания,
2. Коллектив,
3. Фирма,
4. Сообщество,
5. Производство,
6. Организация,
7. Предприятие,
8. Корпорация,
Там, где на первый взгляд просто группа синонимов или антонимов, существует ряд ключевых признаков, которые формируют систему.