Зато Крым наш
Многие капиталистьно настроенные граждане обвиняют Путина в том, что он, подписав закон о принятии Республики Крым и города Севастополя в состав Российской федерации, спровоцировал кризис конца 2014—2015 годов, а также рост цен на продукты питания. Особо горячие головы призывали вернуть Крым обратно Украине, и тогда всё станет, как прежде. Отменят санкции, цены на нефть снова поднимутся, а упрямый Путин этого не понимает . А если этого сейчас же не сделать — России грозят новые экономические санкции, дальнейшее ухудшение экономической ситуации, разруха, голод, площадь и война, а впоследствии — распад.
Действительно, в 2014—2015 годах произошло проседание курса рубля из-за санкций и снижения цен на нефть, и всё это наложилось на замедление роста экономики России ещё в 2013 году. Как следствие, началось падение доходов населения, которое к 2017 году достигло в общей сложности порядка 10 %.
Однако данный кризис оказался краткосрочным и мало чем отличается от обычных периодических кризисов в капиталистической экономике. Уже в 2017 году в России наблюдается экономический рост — 1,7 % за год, по сравнению с падением на 0,2 % в 2016 году. В целом, основные последствия экономического кризиса преодолены, даже несмотря на сохранение санкций, что показывает слабость и ограниченность их влияния. На прилавках появляется всё больше продуктов российского производства, растёт их качество. Доходы населения пока не восстановились, что отчасти связано с введением новых налогов и ростом их собираемости, но, по крайней мере, падение доходов прекратилось.
Проблемы в экономике России действительно есть, но они появились задолго до крымских событий и являются во многом результатом политики 1990-х годов и советского времени. В частности, зависимость от цен на нефть хоть постепенно устраняется, можно заметить, что даже существенный рост среднегодовой цены на нефть в 23,6 % уже не приводит к росту доходов населения, равно как и падение цены на нефть в в 2014—2015 годах в несколько раз не привело к сравнимому по пропорциям падению доходов.
И никакое гипотетическое «возвращение Крыма Украине» ситуацию не исправит. В данный момент Запад вводит экономические меры против Китая, поскольку США видят в Китае соперника, и точно также Россию, по мере её экономического и военного укрепления, в любом случае ждали бы санкции и иные формы экономического давления.
У России нет врагов
Пример пропаганды идеи «только параноики думают, будто у России есть враги».
Очень важный технический мем, который необходим для продвижения других русофобских идей. Его суть в том, что страны Запада желают России только добра, и что единственный враг России — это она сама.
Согласно этому мему, когда кто-то утверждает, что Россия — заслуживающая уничтожения недострана, он просто честно говорит нам справедливые вещи о наших недостатках — для нашей же собственной пользы. При этом никакой своей корысти он не преследует.
И, наоборот, всерьёз говорить о врагах России могут только параноики или штатные кремлёвские пропагандисты.
Задача мема прозрачна — повысить доверие к приходящей с Запада информации и заранее дискредитировать попытки разоблачения русофобской лжи.
Этот опасный мем, к счастью, был обезврежен Бараком Обамой, который в 2014 году неоднократно допускал агрессивные высказывания против России, заявлял, будто он «порвал экономику России в клочья» и ставил Россию в один ряд с боевиками ИГИЛ и лихорадкой Эбола. Следующий президент США, Трамп, при этом публично заявил, что Обама был «слишком мягок» с Россией.
Также Джеффри Сакс, бывший в 1990-х годах советником правительства России по экономическим реформам, публично заявил: США сознательно затащили Россию в кризис 1990-х годов и не собирались Россию оттуда выводить, «не желая нормальности для этой страны». В качестве одной из мер, удлинивших течение кризиса, было названо затягивание Всемирным банком введения национальных валют в странах постсоветского пространства: из-за противодействия Всемирного банка это произошло только в 1993 году, что бесспорно усилило