Чем социализм отличается от казармы и от тришкиного кафтана
Социалистическим может называться общество, обеспечившее своим членам высокий уровень социальной защищённости и доступности таких благ как образование, здравоохранение, помощь в содержании детей и тому подобное. То есть это понятие скорее относится к сфере перераспределения материальных благ, чем к их производству. А чтобы что-то было проще перераспределять надо этого побольше иметь. Иными словами, чем производство эффективнее, тем для социализма лучше, и тем меньше он похож на тришкин кафтан. Плановая же экономика, сама по себе, не является социалистической. Её назначение – мобилизация ресурсов в экстремальной ситуации. Например, в случае войны, но не войны с туземцами на задворках империи, а когда действительно решается, быть ли государству независимым, а нации свободной. В таких случаях самое распрокапиталистьное правительство первым делом накладывает свою лапу на стратегические ресурсы: сырьё, топливо, продовольствие и тому подобное. И распределяя их, даёт задания: «Из этого сделайте для меня то-то и то-то. И расплачусь я с вами по такой-то цене и не деньгами, а облигациями военного займа, которые выкуплю когда-нибудь после войны. При этом в его власти всегда есть возможность раскрутить инфляцию, чтобы обесценить свои обязательства, как это сделало германское правительство после первой мировой войны (в 1922 году инфляция там составила
1200 000 000 000 %). Не менее вольно, в таких случаях, обращается правительство и с правами на собственность. Всё что ему нужно оно у граждан реквизирует, выдавая взамен расписки обещающие вернуть изъятое после войны, если оно уцелеет. Поэтому, например, океанские лайнеры строятся уже с учётом такой возможности. Так предписывает закон. И если снять доски в определённых местах палубы, по которой гуляют сейчас шикарные дамы, то вы увидели бы узлы крепления для зенитных орудий. А роскошные панели, разделяющие каюты, легко снимаются и вместо них устанавливаются нары для перевозки солдат. Какова же вероятность того, что лайнер, переоборудованный в военный транспорт, вернётся к своему владельцу? С учётом того, что каждый пятый рейс через Атлантику, во время второй мировой, заканчивался на дне, она не велика. И ни какой Ллойд не выплатит ему страховки, поскольку в каждом контракте имеется пункт о форс-мажорных обстоятельствах, а вражеская субмарина как раз яркий пример такого обстоятельства.
Плановая экономика хороша также и для подготовки к войне, недаром Гитлер, придя к власти, ввёл четырёхлетние планы. Эффективна она и для преодоления послевоенной разрухи. Например, в Советском Союзе продовольственные карточки отменили в 1947-м году, а в Великобритании в 1956-м. Хотя на британскую землю не ступал ни один немецкий солдат и тропические колонии, где круглый год что-нибудь зреет, были ещё при ней. Безотказно функционирует плановая экономика и в случае стихийных бедствий. Например, Ашхабадское землетрясение 1949 года даже удалось скрыть от широкой публики. Просто территорию, где находились руины, на время закрыли, а когда открыли – город стоял на прежнем месте краше прежнего. А в Киото (Япония) просто распихали бездомных по вагончикам, там они и по сию пору.
Требовать же от плановой экономики двадцать сортов колбасы и сорок моделей колготок так же бессмысленно как обвинять Михаила Калашникова в том, что его автоматом неудобно пельмени делать. Просто назначение у них другое.
Самый замечательный Госплан не знает, что мне сегодня вечером захочется скушать. А сколько солдатских пайков нужно он знает точно. И сколько надо пошить шинелей - ему тоже ведомо. Но вот о том, что будет модно в предстоящем сезоне придётся спрашивать у Пьера Кардена. И этого вам Карден поставит, столько, насколько у вас денег хватит.
Так что мне смешно слушать, как глупенькие наши историки-конъюнктурщики гневаются на Сталина за то, что в 1929 году он свернул НЭП и начал внедрять «казарменный социализм». Если принять во внимание, что в 1941 году страна ещё не совсем была готова к войне, то следует признать, что свернуть НЭП следовало ещё раньше, а внедрять мобилизационную экономику надо было круче. Лимит же времени на это устанавливал Гитлер, а не Сталин.