Чатал-Гуюк: девять тысяч лет до нашей эры. Грустная сенсация (продолжение)
Чатал-Гуюк (тур. Çatalhöyük — «холм волной»), очень-очень крупное поселение времен неолита, Анатолия, Турция. Одно из мест рождения цивилизации (оседлого человечества) как таковой. Град Иерихон древнее, но фокус тут в другом. Даже целое цирковое представление из сплошных фокусов получается.
Как-то так считалась неоспоримо: «неолитическая революция», переход к оседлости и производящей экономике — случились в районе «плодородного полумесяца». В междуречье Тигра и Ефрата или (как вариант) на берегах Нила. Построились города, оформились главные ремесла, пошла развиваться культура. Со всеми прелестями войн, мракобесия и диктатуры иерархического общества.
В 1928 году английские ученые Дэвид Френч, Алан Холл и Джеймс Мелларт начали раскопки на одном из милых анатолийских холмов в окрестности поселка Чатал-Гуюк. Быстро отрыли керамику и обсидиан. Стало понятно, что найдено очень древнее поселение эпохи неолита. В 1961 году изрядно постаревший и уже маститый Мелларт стал организатором более вдумчивого исследования. Сенсации стали приносить каждый новый археологический слой, через который пробивались англичане, углубляясь по шкале времени вглубь тысячелетий.
Не буду тратить место на длиннющий перечень находок, любители древнего скарба могут почитать о них в куче открытых источников. Если позволите, перейду к неким обобщениям. Ремесленные изделия, к примеру, найденные в Чатал-Гуюке, сразу отодвигают академические представление об их «цивилизации» … на несколько тысяч лет вглубь времен. В анатолийском городе приемами сложного производства владели еще в VIII тысячелетии до нашей эры.
Человечество тогда еще пещере радо было сухой и глубокой, наслаждаясь эпохой «расцвета пещерной живописи», только-только собираясь ее покинуть. Чатал-Гуюк же был населен странным народом, числом жителей — не менее 10 тысяч душ. Это даже не мегаполис … выше берите. Город имел плотную застройку, очень хитроумную.
Дома были из необожженного кирпича (самый популярный материал последующих тысячелетий), с техникой кладки, как в знаменитых шумерских храмах-зиккуратах. Крыша поддерживалась деревянными прочными балками, была плоской. Выполняла роль «мостовой», вся общественная жизнь кипела там. По крышам передвигались жители, кипели ремесла, обрабатывалось сырье. Улиц не было, все дома стоят впритык друг к другу. Вот так схематично это можно накинуть:
Город делился на кварталы необычного устройства. Кирпичная стена высотой в четыре метра окружала несколько дворов, в которых насчитывалось примерно сорок домов, не имевших дверей и окон. Жители попадали внутрь, поднявшись по приставной лестнице на плоскую крышу. Затем, как Санта, через дымоход (открытая дыра над каменным очагом) — попадали внутрь. Спустившись, можно было попасть в общее помещение: кухню с гостиной. Оттуда вели узкие лазы (на четвереньках только пролезть) в спальни. Все полы были устланы коврами, стены расписаны орнаментными узорами.