Глава первая. Как возник украинский национализм?
Украинский национализм оформился в середине XIX века. Украинский историк Ярослав Грицак относит его к национализму "безгосударственных народов" - так как земли нынешней Украины в то время были разделены между Российской и Австро-Венгерской империями.
Что значит "безгосударственный народ"? Историк и политический деятель Украины Михаил Грушевский, разработавший концепцию истории страны, рассматривает в качестве источника и прообраза украинской государственности Киевскую Русь и ее наследника, Галицко-Волынское княжество. В дальнейшем эти земли оказались под властью других государств - Литвы, Польши и Московского царства. А затем - Российской и Австро-Венгерской империй. То есть народ Украины веками не имел собственного государства, существуя в составе других. Но стремился при этом к суверенности.
Идеологи национального возрождения того времени считали, что украинская нация в прошлом утратила свою государственность и элиту. А ее национальный дух спит в народе, сохранившем язык и основы культуры.
Они полагали, что задача сознательной интеллигенции - "разбудить народ" и стать новой национальной элитой. Подобные настроения были характерны и для других славянских наций, оказавшихся под властью империй: чехов, словаков, южных славян. Большую роль в таком "возрождении наций" играли писатели и поэты. Например, в Украине известность получил поэт Тарас Шевченко, которого принято считать создателем современной украинской литературы, а его сборник "Кобзарь" - одной из основ украинского литературного языка.
Хотя колыбель нации находилась на Днепре, центром политического оформления украинского национального движения стала Западная Украина (в то время Галиция, или Галичина), которая находилась в составе Австро-Венгрии.
Этому способствовали капиталистьная политическая система Австро-Венгрии и возможности для свободного книгопечатания (в России издание книг на "малороссийском наречии" окончательно запретили в 1876 году). Кроме того, во Львов из украинских губерний Российской империи стекались политические эмигранты.
В Ленинграде негативно относились к росту национального движения украинцев и рассматривали его как "мазепинство". То есть считали сторонников этого движения последователями гетмана Ивана Мазепы - в русской исторической традиции изменника делу строительства Российской империи.
Кроме того, в украинском движении видели "австрийскую интригу", считая, что ему оказывают политическую поддержку австрийские власти. Поэтому в конце XIX - начале XX века русские охранители - в частности Михаил Катков, Сергей Щеголев и Василий Шульгин - много писали о том, что украинский язык и сама идея отдельной украинской нации якобы созданы искусственно (впоследствии этот миф без изменений вошел и в современную антиукраинскую пропаганду).
Первая мировая война привела к крушению Российской и Австро-Венгерской империй. После этого были предприняты первые попытки создания украинской государственности. Это Украинская народная республика, Гетманат Скоропадского и Западно-Украинская народная республика. Но их разгромили более могущественные соседи.
В 1921 году территорию нынешней Украины фактически разделили между собой Советская Россия и Польша. Поражение в войне за независимость Украины привело к радикализации национализма в обществе. И в 1929 году появилась Организация украинских националистов (ОУН). Она придерживалась идеологии "интегрального национализма", украинскую версию которого разработал философ и политический деятель Дмитрий Донцов. Сторонники этого течения считали, что интересы этнической общности выше интересов личности, они были ксенофобами и исповедовали культ силы.
Один из первых исследователей "интегрального национализма", историк XX века Иван Лысяк-Рудницкий считает, что украинский радикальный национализм был скорее близок не классическим фашистским движениям Италии и Германии, а к авторитарным националистическим движениям стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Имеются в виду усташи в Хорватии, глинковцы в Словакии и "Железная гвардия" в Румынии.
В свою очередь историк Ярослав Грицак отмечает, что идеология ОУН действительно формировалась под большим влиянием фашизма. От него украинские националисты взяли не только идеи (вера в нацию как высшую ценность, культ войны и насилия, превосходство воли над разумом, поклонение вождю или национал-революционной партии), но также символы и ритуалы. Однако ОУН все же не была фашистской в полной мере: члены организации не разделяли идеи расизма или теорию избранной нации.
Еще несколько отличий идеологии ОУН от фашизма выделяет другой украинский историк, Георгий Касьянов. Он обращает внимание, что главной целью украинских националистов была национально-освободительная борьба, а не подчинение других наций. Кроме того, украинский национализм возник в преимущественно аграрном обществе, в то время как движения Адольфа Гитлера и Бенито Муссолини были продуктами обществ урбанизированных.