Многие исламские толкователи говорят что сура собрание посвящена Израилю, точнее жителям Иерусалима.
Но Коран четко говорить о том, что это селение будет разрушено два раза и второй раз окончательно.
Т. е. один раз он уже был разрушен, но когда был ниспослан Коран то, он ещё не был разрушен второй раз.
Значит при Мухаммаде это селение существовало, как восстановленное селение.
А Коран как напоминание им не грешить, чтоб они не были полностью уничтожены.
Т. е. это послание арабам в Мекке, роду Исмаиля и Ибрахима, которые восстановили Каабу и это селение с дозволение Аллаха.
А Иерусалим много раз разрушался в своей истории и до Исы и после Исы. Так что Иерусалим отпадает из этой Суры.
Пророк предупреждает, а посланник ... приносит Его вердикт.
1. (1). Хвалит Аллаха то, что в небесах, и то, что на земле. Он — великий, мудрый!
2. (2). Он — тот, кто вывел тех из обитателей писания, кто не веровал, из их обиталищ при первом собрании. Вы не думали, что они уйдут, и они не думали, что их защитят их крепости от Аллаха. Аллах пришел к ним оттуда, откуда они не рассчитывали, и вверг в их сердца страх. Они разрушают свои дома своими руками и руками верующих. Назидайтесь, обладающие зрением!
3. (3). Если бы Аллах не предписал им выселения, то Он наказал бы их в ближайшем мире, а в последнем им — наказание огня.
4. (4). Это — за то, что они откололись от Аллаха и Его посланника, а кто откалывается от Аллаха... , то ведь Аллах силен в наказании!
Это было последнее предупреждение. Аллах не приходит с пустыми руками. Перед приходом Аллаха вы чувствуете ветер рая, которое приносит сакину Его, Божественную тень от палящего солнца в пустыне.
Арабы наверно подумали что это их молитвы принесли им такие блага.
Просто пришло время Его прихода по обещание Своему. Ну как произошла эта встреча вам рассказал Сам Аллах в Своем откровение, т. е. в Коране.
5. (5). Что вы ссекли из пальм или оставили стоящим на своих корнях, — то по соизволению Аллаха и чтобы Он посрамил нечестивых.
6. (6). И что дал Аллах в добычу о них Своему посланнику, для этого не приходилось вам гнать ни коней, ни верблюдов, но Аллах дает власть Своим посланникам, над кем хочет. Аллах мощен над каждой вещью!
7. (7). Что дал Аллах в добычу посланнику Своему от обитателей селений, — то принадлежит Аллаху, и посланнику, и близким, и сиротам, и бедным, и путнику, чтобы не оказалось это распределением между богатыми у вас. И что даровал вам посланник, то берите, а что он вам запретил, от того удержитесь. И бойтесь Аллаха, ведь Аллах силен наказанием!
8. (8). ... беднякам, выселившимся, которые изгнаны из своих земель и имущества в поисках щедрости от Аллаха и расположения для помощи Аллаху и Его посланнику. Эти — правдивые!
9. (9). Те, которые утвердились в своем жилище и вере до них, любят выселившихся к ним и не находят в груди своей никакой нужды к тому, что им даровано. Они дают предпочтение пред собой, хотя бы и было у них стеснение. Кто обезопашен от скупости самого себя, — те счастливы!
Ну что имеем. Богатые богатеют, бедные беднеют. А посланник Аллаха просто в ауте от этой наглости.
А им было сказано жестко наводит там порядок согласно завету с Ним. Чтоб все дары Аллаха были распределены по справедливости, ведь и за косточку от финика придется отвечать. Посланник помог бы им в этом деле для того Он его и направил как милость Свою перед закатам этого града.
18. (18). О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и пусть душа посмотрит, что она уготовала раньше на завтра. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах сведущ в том, что вы делаете!
19. (19). Не будьте, как те, которые забыли Аллаха, и Аллах заставил из забыть самих себя. Они — распутники.
20. (20). Не равны обитатели огня и обитатели рая. Обитатели рая, они — достигшие успеха.
21. (21). Если бы Мы низвели этот Коран на гору, ты бы увидел ее смиренно расколовшейся от страха пред Аллахом. Таковы притчи, которые Мы предлагаем людям, — может быть, они одумаются!
Это селение не гора, а остаток от горы, которая была уничтожена в свое время. Пески вокруг тому свидетели.
И сейчас они своими руками-действиями разрушают свое селение.
Ну значить судьба у них такая. Раз Аллах уже об этом рассказал в Своем откровении.
22. (22). Он — Аллах, нет божества, кроме Него, знающий скрытое и созерцаемое. Он — милостивый, милосердный!
23. (23). Он — Аллах, нет божества, кроме Него, царь, святой, мирный, верный, охранитель, великий, могучий, превознесенный; хвала Аллаху, превыше Он того, что они придают Ему в соучастники!
24. (24). Он — Аллах, творец, создатель, образователь. У Него самые прекрасные имена. Хвалит Его то, что в небесах и на земле. Он — великий, мудрый!