Трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин вспоминал:"Нажимаю на гашетку и вижу, как «юнкерc», лишенный возможности быстро изменить направление полета, буквально налезает на пулеметную очередь. Вот и второй уже чертит дымом свой последний путь. Этого сбил из пушки. Я непрерывно атакую и стреляю. Уже горит третий. Видя, как вспыхивают и падают машины ведущей девятки, гитлеровцы высыпают бомбы, не доходя до цели, на... свои войска! Потом бомбардировщики разворачиваются и ныряют вниз, чтобы, маскируясь местностью, побыстрее уйти. Струсили! А ведь их почти полсотни против четверки!"
4 мая в результате шестисуточных боев была освобождена станица Крымская, однако дальнейшее продвижение давалось РККА колоссальными усилиями. 13 мая Масленников был заменен генералом Иваном Петровым. 26 мая началось новое наступление 37-й и 56-й армий, которое было приостановлено 30 мая и вновь возобновлено 2 июня.
Десант под ураганным огнемОднако и на этот раз прорвать Голубую линию не удалось, и с разрешения Москвы Петров приказал войскам перейти к обороне на достигнутых рубежах. Дальнейшие попытки наступать также не привели к желаемому успеху.
Анализируя случившееся, начальник штаба инженерных войск Северо-Кавказского фронта генерал Борис Баданин писал:
"Через свои минные поля танки в обеих армиях были пропущены без потерь, но на минных полях противника, перед его передним краем, они начали подрываться. Наша инженерная разведка, как оказалось, обнаружила не все минные поля, установленные противником перед передним краем. Так было, например, на одном из участков в полосе 37-й армии, где танки неожиданно наткнулись на вторую полосу минирования непосредственно перед первой траншеей"
После разгрома вермахта на Курской дуге и окончательного перехода стратегической инициативы в руки РККА Берлину стало очевидно, что группировка на Тамани обречена. 3 сентября 1943 года Гитлер отдал приказ об эвакуации войск через Керченский пролив в Крым.
9 сентября Северо-Кавказский фронт начал Новороссийско-Таманскую наступательную операцию. 18-я армия совместно с Черноморским флотом наносила удар по Новороссийску, 56-я и 9-я армии наступали южнее и севернее реки Кубани, двигаясь в сторону станиц Гладковской, Гостагаевской, Курчатовской и города Темрюка.
Несмотря на то что части 17-й германской армии постепенно грузились на суда, ее войска оказывали ожесточеннейшее сопротивление на всех участках. Крайне сложно проходила Новороссийская десантная операция, в которой советские катера под ураганным огнем высаживали в Цемесской бухте морскую пехоту.
Со стороны цементного завода «Октябрь» и Малой земли десант поддерживали советские части, но прорвать оборону немцев не удавалось. Обе стороны вводили в город все новые резервы.
Начальник штаба Северо-Кавказского фронта генерал Иван Ласкин отмечал: «Вражеское командование начало проводить контратаки пехотой и танками, поддержанные мощным артогнем и ударами авиации, чтобы снова выйти на берег и не допустить высадки новых десантов. «Юнкерсы» с включенными сиренами пикировали и сериями сбрасывали бомбы. Наши летчики почти без перерыва летали над полем боя, бомбили и расстреливали вражеские силы. Шли воздушные бои».

ttps://icdn.lenta.ru/images/2022/10/08/13/20221008133034483/preview_be5fe168e861dc26a40dac0f96ad6c53.jpg
Генерал Иван Ласкин