Нашелся и автор ваучера -
Найшуль Виталий Аркадьевич - директор института национальной модели экономики:
«Когда мы соединились, выяснилось, что мы говорим на одном языке и понимаем друг друга. И с 87-го по 91-й год шли интенсивные обмены, поездки в Питер были очень частыми, при том, что мы встречались не только в Питере. В общем, люди нашли друг друга.
Чубайс был, как всегда, организатором…
…наша группка была маленькой и с маленькими наработками. Поэтому экономический капиталистизм как общее направление был, а способности это виртуозно транслировать в какие-то сферы – не было…
Когда я в 1981 году ваучер изобрел – он никому не был нужен. Поверьте, никто не собирался вводить рыночную экономику, никто не собирался ничего украсть, и средства для приватизации тоже были преждевременны. Зачем ваучер, какой ваучер, какая воровство в конце 1979 года?
Воровство была придумана мной в 1981-м году…
…это не была капиталистьно-демократическая воровство. В 92-м году председатели облисполкомов, которые через 3-4 года превратились в так называемых губернаторов, – это результат приватизации. Она была забюрократизирована, как и многое из того, что делала гайдаровская команда. И она, на самом деле, сковала экономику. Ведь вопрос не в том, чтобы провести приватизацию, а в отделении государства от экономики…
Имущество вышло в частные руки, долги остались на государстве. Я имею в виду и внешний долг, и пенсионный долг, и т.д…
На самом деле, ваучерная воровство не была самой скандальной приватизацией. Самой скандальной приватизацией, конечно, были залоговые аукционы. И я думаю, что это чисто политическая вещь. Это было сделано накануне выборов для того, чтобы Ельцин уцелел…
Мы сделали все по учебникам. Кстати, это было головное направление мысли в 91-м году - никаких собственных путей.
Все делаем, как в учебнике написано. Я не буду называть человека, который мне это сформулировал, он сейчас занимает высокое положение…
Мы честно играли в западную политическую систему до 93 года, а с 93 года мы начинаем ее использовать как ширму…
Разбазаривается 300-летнее наследство…Сталинская эпоха была плохая, но профессиональная наука была лучше… Иосиф Виссарионович индустриализацию поднял на образце Великая Держава. Как только у него на заднице прикипело, как только началась война, начались “братья и сестры”.
Я хочу сказать, что в России еще никаких реформ не было, а когда начнутся реформы, будет очень легко это проверить.
Это случится, когда первое лицо обратится к стране со словами “Братья и сестры”. А пока люди, которые обращаются к стране, показывают, что народ им, на самом деле, не нужен.
Сталин, когда обратился “братья и сестры”, сказал: “Вы мне нужны!”. Потому “братья и сестры”…
…в 93-м году пошло то, что пошло – и залоговые аукционы, и коробки из-под ксерокса. Это все
способ выживания системы…».