Кстати, Богомилос, а что там интересного в вашей "аутентичной библиотеке Наг-Хаммади"?
СИМОН СТАРОВОСКИЙ "ОПИСАНИЕ ДВОРА ЦЕСАРЯ ТУРЕЦКОГО" 1649 ГОДА в переводе Андрея Лызлова...Глава 2. О БОЖНИЦАХ ИЛИ МОСХЕАХ ТУРЕЦКИХ
В Константинеграде множае дву тысящ божниц турецких, междо киими пять, иже пожалованы и посвещены от самаго султана со отпущением [яко безумнии погани верят] совершеннейшим всяких грехов, иже бы в них во дни назначенныя молился. И осмь есть честнейших и зданием древновечным изряднейших.
Первая и началнейшая мосхеа Айя
Софиа, древний храм христианский, от Константина Великаго* сокровищем неизчетным соделанный, блиско сарая султанскаго, идеже погребены сыны
Атомановы...
олченым белым алебастром.
Обаче есть среди костела {в храме св. Софии} под самою копулею соблюдаем образ
пресвятая девы Богородицы мозаикою, цветами около греческим художеством высажен. Его же турки соблюдают не вем каковыя ради причины в великой почести, и вкруг завесою на столпах древяных завешена есть, но егда кто взыдет на перила в копулю, тогда сверху добре видеть его мощно и знать, яко есть некий почтенный образ, лице изряднейшее и чести достойное имеющий.
Под костелом в земли есть погребов множество, идеже христиане пределцы со алтарями святых Божий имели и погребалися тамо. Еже все есть цело и нимало вреждают их турки, глаголюще, яко тамо много есть
телес святых, им же не достоит прикасатися никому...
Глава 23. О ТОРЖЕСТВОВАНИИ НАРОЧИТЫХ ПРАЗДНИКОВ МАХОМЕТСКИХ
Два праздника нарочитых торжествуют турки, от них же первый называется орве-баиран, то есть велик день с постом, второй - мебах-баиран - велик день с жертвами, дабы в то время кийждо убожайший заклал на жертву животное яковое, барана или иное, и роздал мясо иным убогим. Богатии же убивают животных елико изволяют.
Сия оба праздника пребывают чрез три дни кийждо. Первый бывает в августе месяце, в то время, егда жнивы у нас бывают. Вторый же по том в седмдесять дней. И потом есть праздник, его же полупраздником называют, или день милостыни за умершых.
Сей праздник болши почитают махометане в Сирии, и Месопотамии, и во Египте, нежели в Константинограде. Ибо во оных странах на той день обыкоша купцы в торговлях считатися, и аще приобретено что в год явится, от того десятую часть дают милостыни за умерших.
И прежде даже не зачнут поститися к орве-баирану, тогда первое поста целую неделю тако чинят: кийждо паша, иже в то время в Константинограде будет, выезжает з двором своим в поле знаменитое, в место зело утешное над рекою Хефтарою, идеже кийждо повелевает шатры своя поставляти. И тамо утешаются уристании конскими, и копиами, и дзидами, такожде и на ловитвы ездят, ибо тамо многое множество зверей различных.
И тако междо собою пируют. Такожде обыкоша чинити и в день
святаго Георгиа, его же своим языком называют Хедырелелес. Ибо съезжаются великим собранием на то же поле и вси показуются в делех военных, кто чему научен есть: или из лука, или ис пищали в цель стрелять, или в перстень скачущи стрелят, и джидою в место назначенное убивать. Идеже и паши все выезжают, аще же который прийти не возможет, той двора своего слуг, яко наилучших убрав, присылает.
Ибо между тремя святыми, их же истинно святыми исповедают, полагают и святаго Георгиа. Полагают же первое
святаго Николая Мирликийскаго, по том преподобнаго Антониа, и по том святаго Георгиа. К ним же трием и молитвы счинены имеют, и праздники строят, честь им приносяще. Аще
иных наших святых в разных странах во святых имеют, и почитание творят, и праздники торжествуют. Сам же султан не празднует, точию дву баиранов...
Преложено от славенополскаго языка во славенороссийский язык Андреем Лызловым. Лета Мироздания 7195-го месяца, ноемвриа.