Учебное подобие
Октябрьской революции просто не было, а Иван Грозный — платный агент всех иностранных разведок, утверждают авторы некоторых учебников,
по которым теперь учат в России
Не так давно одна сотрудница Института философии РАН публично рассказывала о результатах опроса студентов вуза, где она читает курс лекций. Оказалось, что большинство этих студентов стесняются того, что они живут в России, что они принадлежат к русской культуре. Это их угнетает, они чувствуют себя из-за этого несчастными и мечтают после учебы уехать жить и работать на Запад. Многие признались, что, когда они бывали за рубежом, они тщательно скрывали, что приехали из Москвы, и представлялись студентами из Греции, Чехии, Болгарии, даже из Румынии — лишь бы не из России.
У такого поведения много причин. Главные, конечно, экономические и политические. Если страна из сверхдержавы превращается в государство «третьего мира» — гордиться тут нечем. Если экономический кризис длится десять лет и из страны за рубеж утекает 400 млрд долларов — это тоже не способствует росту «национальной гордости великороссов». Но есть и еще одна причина, может быть, не такая заметная, но не менее важная: нынешние учебники. Учебники — это ведь один из основных источников информации у школьников и студентов. Теленовости можно не смотреть, газеты можно не читать. Но учебники не читать нельзя. Более того, приходится учить то, что в них написано. И именно с учебниками в сегодняшней России произошла катастрофа.
В советский период учебники утверждались Министерством просвещения (образования), и те, кто учебники утверждал, несли за них персональную ответственность. Были случаи, когда за допущение учебников с грубыми ошибками (обычно, впрочем, идеологическими) людей снимали с работы. А чтобы учебник был утвержден министерством, и напечатан многомиллионным тиражом, и охватил всю страну, он должен был выдержать жесткую конкурентную борьбу и пройти придирчивое изучение в экспертном совете. Крупнейшие ученые почитали за честь писать учебники. Бывали конкурсы, в которых рядовым, немаститым просто делать было нечего (несмотря на анонимность проектов). Помимо прочего, утвержденный учебник приносил большие (по советским меркам) деньги и — что тоже немаловажно — возможность внедрить в «широкие массы учащихся» свои (своей школы) идеи, взгляды, концепции, даже терминологию, а это зачастую обеспечивало успех в «борьбе школ» в научном мире.
Поэтому учебники обычно оказывались объектом пристальнейшего интереса, скрупулезнейшей критики. Каждая найденная ошибка тут же предавалась гласности. И в большинстве случаев это вело к пусть медленному, но улучшению учебников.
В сегодняшней России все не так. Только в средней школе друг с другом конкурируют свыше 1,5 тысяч (!) разных учебников, написанных — у нас же плюрализм! — с каких угодно, сплошь и рядом диаметрально противоположных позиций. Чиновники Минобраза разводят руками и жалуются (в том числе печатно) на свое бессилие: дескать, а что мы можем поделать? Запретительных полномочий у нас нет.
Правда, и сегодня в Минобразе действует экспертный совет по учебникам. Но этот совет может лишь рекомендовать или не рекомендовать ту или иную уже изданную учебную литературу. Учебники издаются множеством издательств, которые смело могут игнорировать мнение экспертного совета. Школы и вузы совершенно вольны в выборе. В результате одни дети учатся по учебникам, восхваляющим монархизм, доказывающим, что православие — это единственно верная религия, и внушающим ненависть к республиканской форме правления и к иным конфессиям, кроме православия. Другие дети учатся по учебникам, написанным последователями Рудольфа Штейнера, со всеми вытекающими последствиями. Третьи — все еще по советским учебникам, лишь чуть-чуть модернизированным, а то и просто по старым (у российской школы, как честно было сказано на одной из коллегий Министерства образования, две беды с учебниками: во-первых, катастрофическая нехватка, во-вторых, катастрофическое разнообразие). А еще есть школьные учебники, написанные пламенными поклонниками Егора Гайдара, в них Россия вообще подается как некий «ментальный вывих» человечества, и чем быстрее страна утратит какое-либо своеобразие, тем лучше. А еще есть учебники, написанные с позиций мальтузианства...
Далее:
http://russway.narod.ru/articles/uchebny.htm