Какие бы искажённые представления о реальности не навязывали СМИ российскому обществу, время Путина неумолимо истекает. Вопреки многочисленным сценариям политологов, согласно которым нынешний президент сохранит высшую власть в стране и после марта 2008-го, Владимир Владимирович, покинув Кремль, больше не вернётся к управлению государством. Не вернётся по той простой причине, что никогда им и не управлял. Этот парадоксальный на первый взгляд тезис легко доказуем, если ясно отдавать себе отчёт в том, что лоббирование корпоративных интересов и решение стратегических задач, стоящих перед страной – разные вещи. Совпадать они могут лишь в тех случаях, когда успехи корпорации зависят от мощи государства. Например, развитие компании «Майкрософт» практически не зависит от действий администрации Буша, а вот американские нефтяные корпорации очень даже зависят. Впрочем, можно сказать и наоборот, что это действия Белого Дома зависят от интересов нефтяников.
В современной России всё обстоит не так. У нас само государство превращено в мегакорпорацию, цели которой никак не корректируются в соответствии с интересами страны как совокупности людей и территории. Внутри этой мегакорпорации различные кланы ведут борьбу за доступ к финансовым ресурсам. Отношения власти с народом, действительно, строятся по принципу вертикали. Российское государство сегодня существует как совершенно самодостаточная структура, контролирующая сверху народную жизнь. Никакого идеологического объяснения действий власти в настоящее время нет, если не считать таким объяснением суррогаты патриотической фанаберии. Российское государство в начале 21-го века - это государство в чистом виде, бездушный аппарат, созданный для контроля и насилия над человеческой массой. Ситуация в точности повторяет притчу «Скотный двор» Оруэлла. Решения на верху принимают «свиньи», исполняют их «собаки», а все тяготы несут на себе «овцы». Естественно, при таком положении вещей члены корпорации, даже самые ничтожные, начинают чувствовать себя представителями некой касты, имеющей власть над судьбами других людей. Однако властвовать не значит управлять, то есть решать проблемы. Управление – это не просто контроль, а, прежде всего, умение правильно распоряжаться имеющимися средствами. Нынешние хозяева Кремля контролируют страну, но не способны ей управлять. Несомненно, такое положение вещей приведёт к глубочайшему системному кризису. Поскольку ожесточённая борьба кланов за ресурсы не даёт даже приступить к решению стоящих перед страной проблем, этот кризис нужно ожидать не когда-то через десятилетия, а в ближайшем будущем.
Вернёмся теперь к Путину и его роли в жизни России. В период перед президентскими выборами даже в оппозиционной среде стало модным давать некую объективную оценку деятельности этого человека. Дескать, Путин, конечно, плохой, но кое-чего добиться ему всё же удалось. Я категорический противник такой «объективности», хотя сам всегда был и остаюсь сторонником хладнокровного анализа. Годы правления Путина - это годы сплошного обмана и воровства у России исторического времени. За восемь лет я не услышал от президента ни одного искреннего слова. Исключения составляли только случаи, когда в Путине вдруг непроизвольно проявлялись грубость или цинизм. В отличие от многих уважаемых мной людей, я не считаю Путина полновластным хозяином России. Он, безусловно, диктатор, но диктатор назначенный, искусственно сконструированный, а не прорвавшийся к власти самостоятельно. Где-то к началу своего второго срока Путин овладел искусством контроля над высшей бюрократией, что при её холуйстве и бездарности сделать не сложно. Управлением же страной, в том смысле, о котором говорилось выше, он не занимался ни дня. Чудовищное убожество брошюрки «План Путина», которой, идя на выборы, размахивают единоросы, убедительное этому свидетельство.