Одновременно экскурсионным предприятиям Углича разослано "Информационное письмо", датированное 12 декабря, но не имеющее никаких подписей, в котором также сообщается о переходе собора в пользование церкви. Обращает на себя внимание серьезное расхождение в этих документах. В письме, переданном в музей, некий "договор 238" датирован 29 октября, в новом "документе" его датируют уже 1 сентября, что вызывает обоснованное недоверие к лицам, ведущим эту кампанию.
Письмом предлагается приостановить возобновление существующих договоров с дирекцией музея на посещение собора туристическими группами "до получения дополнительной информации". Это действие о.Александра юридически неправомерно и наносит серьезный ущерб интересам музея.
Угличский музей, один из старейших на Верхней Волге, существует уже более ста лет и пользуется заслуженным авторитетом и популярностью. Музею доверено сохранение городской памяти и исторического достояния. С другой стороны, именно музей проводит в Угличе государственную политику в области сохранения наследия, политику, основанную на строгом учете исторических и культурных ценностей, на безусловной ответственности и строгой отчетности.
Мы ответственны перед городом и перед государством.
Музей ведет дорогостоящую реставрацию икон и настенной живописи, вместе с городскими властями разрабатывает и ведет ремонт и реставрацию архитектурных памятников города. Музей формирует образ города, опираясь на коллекции и экспозиции, разрабатывая тексты экскурсий, помогая экскурсионным предприятиям. Мы гордимся тем, что наша работа способствует тому, что для огромного числа иностранных гостей, посещающих Россию с деловыми и частными визитами, наш город с его яркой и трагической историей, с его бесценным культурным наследием стал частью образа России. Для наших сограждан это любимое и памятное место, многие, побывавшие здесь, сохраняют сердечную связь с Угличем на долгие годы, приезжают сюда снова и снова.
В 2004 году о. Александру была предоставлена возможность проводить службы в Спасо-Преображенском соборе. Музей принял на себя многие связанные с этим трудности (ночные богослужения, координация действий с туристическими предприятиями, помехи, связанные с внедрением в интерьер обширных торговых прилавков, сработки пожарной сигнализации от горящих свечей и т.д.). При этом все расходы по содержанию и охране, по уборке и реставрации продолжал нести музей. По договору с о. Александром мы получали только 50% от церковной "кружки", вскрытие которой происходило не регулярно и временами без музейной стороны. В итоге доля участия церкви в содержании собора за 2007 г. при его ежедневном использовании (торговля, пение для туристов "приходского хора", продажа компактдисков с его записями) музей получил 36 533 рубля 20 копеек. При этом на содержание собора, на ремонт здания и коммуникаций в 2007 году было затрачено всего более 2344000 тыс. руб.
Именно коммерческая деятельность стала откровенно основной, ведь своего круга прихожан, по сути, здесь так и не сложилось. Присутствие на службе более десяти человек, не относящихся к причту, дело редкое. Были службы и при пустом соборе (это в центре города) и при одном-двух присутствующих. Это и понятно. В старинном городе существуют старые приходы, действует два монастыря, поэтому горожане предпочитают посещать храмы в стороне от туристического потока. Создание "прихода" в кремлевском соборе, где его никогда не было, выглядит искусственной мерой, призванной оправдать присутствие церковной стороны в туристической зоне, причем практически даром.
Собор должен и впредь оставаться частью государственного музея. Иконостас и находящиеся в нем иконы входят в государственный музейный фонд и не подлежат выделению из музейной коллекции.
Все решения, которые касаются этой или иной другой части музейного комплекса, должны быть взвешенными и согласованными, должны учитывать мнение города и давать законные гарантии музею. И, безусловно, эти решения должны приниматься в рамках действующего законодательства.
(Всего 49 подписей сотрудников музея)