Михаил Делягин: Я вполне допускаю, что по объему ВВП мы обогнали Францию и Италию. Италию-то уж точно. Но объем ВВП у нас определяется не нашим развитием, а он определяется мировой ценой нефти в первую очередь, и во вторую очередь - ценой экспортируемых нами металлов. В этом нашей заслуги нет. Если завтра у папуасов, которые живут на каких-нибудь диких островах, обнаружится, что ракушки, которые у них там лежат, подскочат на мировом рынке в 10 тысяч раз в цене, то их ВВП подскочит в 10 тысяч раз. Вот у нас такая ситуация. Наша нефть сильно подорожала - наш ВВП стал больше.
Если брать по объему ВВП, то мы давным-давно опередили Канаду. Мы должны были по объему ВВП в натуральном выражении опередить Италию. Но, понимаете, качество жизни в Италии и уровень жизни в Италии, или даже в Канаде, в общем-то очень существенно отличаются от России. Это всем понятно. То есть ВВП, который все время оценивается у нас в стране, принадлежит, в основном, абрамовичу. И здесь дело не в классовой зависти, а в том, что несправедливость порождает экономическую неэффективность. Несправедливость неэффективна.
Канада и Италия имеют меньший ВВП, но они имеют на порядок больший ВВП на душу населения. И они более эффективные страны, потому что они более справедливы. И, к сожалению, уважаемый товарищ уходящий президент практически ничего не сделал для того, чтобы страна стала более справедливой.