Внешне иезуиты напоминали скорее светских ученых, нежели монахов. Они оставили другим религиозным братствам "героику" аскетизма и благочестия. Не молитвы и не отправление религиозного культа, но активная светская деятельность, не умерщвление плоти, лишения, покаяние, но наилучшее положение в миру характеризовало устремление иезуитов. Они должны были находиться в центре политических и общественных интересов, имея все возможности оказывать на них решающее влияние, как того требовали интересы католической церкви, сформулированные в указаниях руководителей ордена.
· Применяясь к сложным обстоятельствам, иезуиты выказали себя ловкими политиками, умеющими использовать самые различные средства "к вящей славе Божьей". Людей ученых они поражали эрудицией, на толпу воздействовали особой пышностью богослужения, культивированием излюбленных мотивов народной религиозности, поощрением самых архаичных форм поклонения святым, иконам, реликвиям; натуры восторженные увлекала их страстная проповедь, таинственные выси медитаций, предписанных "Духовными упражнениями" Лойолы (1548 г.), вождей религиозно-политических партий - трезвый и расчетливый совет; при дворах государей, у высокопоставленных особ они были духовниками и наставниками, в моменты стихийных бедствий, эпидемий, социальных потрясений они не гнушались никакой, даже самой черной, работой.
· "Прочие монахи обязательно носили рясы - иезуит мог ходить и в светской одежде, если этого требовали интересы церкви; он мог даже скрывать свою принадлежность к ордену."
· "Они с самого начала поставили себе целью укрепление власти папы путем проникновения в среду богатых и правящих кругов разных государств. Тесно связаться с влиятельными политическими деятелями, финансовой аристократией, воздействовать через них на политическую и общественную жизнь в духе папских требований и в целях усиления позиций самой оголтелой реакции - таковы цели, которые поставили иезуиты."
· "Орден объединяет вокруг себя своих многочисленных приверженцев - "светских иезуитов". Находятся они в разных слоях общества, действуют в условиях строгой конспирации и потому, как правило, не знают друг друга."
· В скором времени после основания ордена иезуиты превращаются в самую мощную и влиятельную духовно-политическую корпорацию католического мира, "становятся нервом католической церкви". Наибольший рост их могущества приходится на время высшего подъема Контрреформации, ее крупнейших успехов. Активнее всего оно росло в районах, пораженных протестантской "ересью" и, как правило, сопредельных с теми странами, где победила Реформация, -в Южных Нидерландах, землях по Рейну. Южной Германии, Австрии, Богемии, Венгрии и Речи Посполитой.
· Для того, чтобы сосредоточить больше власти в руках этого ордена, специальным папским декретом возрождалась инквизиция. Невзирая на всеобщее к ней отвращение, этот ужасный трибунал был восстановлен папскими вождями даже в католических странах. Зверства, слишком страшные, чтобы выдержать дневной свет, совершались в ее секретных тюрьмах. Е.Уайт (Великая Борьба, "Реформация во Франции")