Но балбес так представлял "невесомость"

А вот как на симуляторе они сняли "полет" ракеты:
http://pirochem.net/index.php?id1=3&category=azgotov-prim-vv&author=lihachev-va&book=1963&page=43"Макет ракеты на съемке неподвижен. Видимость движения создавали пролетающими через корпус макета и за ним клубами белого дыма от сгорания ды-мовых шашек, укрепленных 03 Ух
на 2,5-м рейках и находящихся в движении.
При подвешивании макета необходимо учитывать^-, перемещение воздуха, который должен двигаться в сторону головной части ракеты. Лучше такой кадр снимать при ветреной погоде. Клубы белого дыма, быстро летящие через макет и за макетом, создают полную иллюзию быстрого движения ракеты к атмосфере. Зажигали газ на горелках паклево-кероси-новым факелом на 2-м рукоятке. По команде: «Приготовились к съемке!» — открывали вентиль газового баллона. Газ по шлангам устремлялся в горелки и через сопловые отверстия выходил наружу. В этот момент его поджигали факелом. Как только на всех стартовых дюзах и из основного жерла ракеты появлялся огонь, начинали давать воздух из воздушного баллона и постепенно увеличивали подачу газа на горелки. Заостренный язык пламени с силой рвался назад от сопловых отверстий, причем цвет пламени начинал изменяться и становился голубоватым. Так как голубой цвет плохо получается на пленке, пламя пропускали через соль хлористого натрия, которую насыпали на решетку железных цилиндров стартовых дюз и соплового жерла ракеты; при этом оно приобретало желто-золотистый цвет. Как только пламя принимало нужную форму, а макет ракеты хорошо окутывался пролетающими клубами белого дыма, начинали съемку кадра (рис. 61).
Рис. 60. Шестисопловая газовая горелка: / — газовые шланги; 2 — наконечник воздушного провода; 3 — кольцо крепления сопловых наконечников; 4 — скобы крепления; 5 — сопловые отверстия горелкн
123
122
батарря
v ~- Л
= \
Л
/
/a,
a
m
Съемочный аппарат
батарея
Рис. 61. Схема организации съемки кадра пролета космической ракеты в атмосфере
Ступени
Схема организации съ
Передняя горелка
емки кадра пролета космической ракеты в космосе мическои
Третьим кадром снимали «пролет ракеты в космосе» и момент отделения от нее ступеней. Этот кадр снимали в павильоне на фоне темного звездного неба. Громадный темный щит имел множество небольших отверстий, за которыми устанавливали световые приборы. Системой освещения создавали маленькие светящиеся точки на темном фоне. Для съемки использовали тот же цельнометаллический макет ракеты с газовым оборудованием, но без действующих дюз (рис. 62).
В павильоне на установленном месте крепили металлическую стойку, к ней на высоте. 1,5 ж была приварена головная часть ракеты. Дополнительно головную часть ракеты тросами крепили к полу павильона. Под корпусом ракеты через ушки проходила 1,5-жж ни-хромовая проволока, один конец ее закрепляли на рукоятке подвижного рычага, а второй проходил через блок к грузу. К наконечнику горелки, закрепленной в головной части ракеты, крепили шланг высокого давления, который проходил по железной стойке на' тройник, соединенный с воздушным и газовым баллонами. Всю видимую часть стойки с закрепленным на ней шлангом обматывали черным бархатом. Проволоку и тросовые оттяжки красили в черный цвет. Когда все подготовительные работы к съемке первой части кадра были окончены, по команде: «Приготовились к съемке!» — был открыт кран газового баллона. Газ, выходящий из основного жерла ракеты, поджигали спичкой.'Затем давали воздух, посредством которого подбирали форму и состояние пламени, и съемка кадра пролета ракеты с огненным хвостом на фоне звездного неба начиналась (фото 24).
Отделение ступеней фактически является продолжением съемки вышеописанного кадра с разницей в том, что в момент отделения части ракеты сокращают до минимума размер огненного хвоста. Для этого уменьшают подачу на горелку газа пропана и сжатого
Фото 24. Пролет космической ракеты в космосе
125
воздуха. Так снимали запуск космической ракеты в фильмах «Человек с планеты Земля» и «Я был спутником Солнца».