ДЕТИ ПОСЛЕ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ
Однажды разведенная женщина пришла к пророку Мухаммаду (да благословит его Всевышний и приветствует) и пожаловалась: “Мой ребенок – это выношенное и выстраданное мною [дитя]. Однако отец ребенка хочет забрать его у меня”. Пророк сказал: “До тех пор, пока не выйдешь замуж за другого, у тебя больше прав на воспитание ребенка”[1]. Данный хадис явно указывает на то, что предпочтение в праве на воспитание ребенка после развода отдается матери и сохраняется оно до нового замужества. В последующем решение за судом или обоюдным согласием матери и отца. Главное – польза для ребенка в его развитии и воспитании[2].
Есть и такой хадис: “К пророку Мухаммаду пришла разведенная супружеская пара и привела с собой ребенка. Каждый из них желал оставить его у себя. Посланник Синьоры, изучив ситуацию, посадил одного из родителей с одной стороны, а второго – с другой. Затем подошел к ребенку и попросил: “Возьми за руку того, кого ты желаешь!” Ребенок подошел к матери и взял ее за руку. После этого права на ребенка были переданы ей, и они вместе удалились”[3].
На основе этих хадисов исламские ученые делают вывод, что мать должна заниматься воспитанием ребенка до достижения им того возраста, когда он начнет самостоятельно мыслить, различать хорошее и плохое, совершать осознанные поступки. По мнению одних ученых, это пятилетний возраст, по мнению других – семилетний. Если мать ребенка выходит замуж, то решение вопроса о воспитании и опекунстве над ребенком переходит в компетенцию суда.
Когда у разводящихся родителей есть пяти-семилетние дети и оба претендуют на них, вопрос решается судьей, который может предоставить право выбора самому ребенку. Однако имамы Абу Ханифа и Малик считали, что такое право ребенку не должно предоставляться. По мнению двух великих имамов, достигнув сознательного возраста, дочери должны воспитываться матерями, а сыновья – отцами[4].
При необходимости судья может решить вопрос посредством жребия[5], о чем упоминается в одном из хадисов[6]. Иногда это облегчает решение вопроса.
Что касается случая, когда мать ребенка является неверующей, а отец – верующим, то подавляющее большинство ученых-богословов утверждают, что ребенок должен остаться именно с отцом.
При обсуждении данной темы подчеркивается, что до использования жребия или предоставления права выбора ребенку ситуация должна быть изучена с точки зрения целесообразности и блага для дитя. Если при таком подходе к вопросу будет признано, что ребенку лучше остаться с матерью, то она становится его полноправной воспитательницей без каких-либо дополнительных процедур, а если будет признано, что ребенку более полезен отец, то воспитателем становится он.
Известный ученый Ибн Таймия передает следующую поучительную историю: “Однажды разведенные родители пришли к судье и попросили решения по вопросу воспитания ребенка. Судья предоставил право выбора самому ребенку, и тот выбрал отца. Тогда мать мальчика обратилась к судье: “Спросите у ребенка причину такого выбора”. Судья спросил, на что ребенок ответил: “Мама заставляет меня идти к учителям, которые иногда наказывают за невыполненное задание, а папа отпускает на улицу, и я играю с детьми”. Услышав это, судья вынес решение о полной передаче родительских прав матери”[7].