Развитие суфийской мысли
Суфизм - сплав различных учений и философий. Смешав их с некоторыми положениями исламского учения, суфийские мыслители попытались освятить свои доктрины и показать их принадлежность Исламу.
Греческая философия, особенно учения неоплатонистов, оставили неизгладимый след на многих аспектах суфизма. Это произошло, как следствие перевода трудов по греческой философии на арабский язык в третьем исламском веке. Греческий пантеизм стал составной частью суфийской доктрины.
Манихейство - одна из основных составляющих суфизма. Н. Фатеми писал: "Интересно как близки идеи манихейства и суфизма, особенно принимая во внимание, что они оба были широко распространены в Персии".
Основа индийской философии Веданта, являющаяся примером пантеизма во всей его метафизической строгости, так же сильно повлияла на суфизм после покорения синдхов Мухаммадом бин Гасымом во втором веке Хиджры.
Суфийский оккультизм, основывающийся на его философских и теософских доктринах, несомненно, противоречит Исламу. Ислам утверждает, что несравненный образ и сущность Аллаха никак не сопоставимы с образом и сущностью Его рабов, т.е. людей. Суфии, напротив, придерживаются убеждения, что человек и Бог представляют единый образ и сущность.
Пантеистическая доктрина Ибн Араби была комбинацией манихейства, гностики, неоплатонизма, ведической и христианской философии и спекуляций, которые он напрасно пытался освятить Исламом, связывая их с традициями Пророка.
Р. В. Дж. Остин писал: "Его главная тема, доминирующая над остальными - единство сущности (вихдат аль-вуджут). Концепция единства сущности охватывает все другие концепции Ибн Араби, но граничит с ними. Как он говорил, все переменчиво и спорно, кроме очевидной единственной и уникальной реальности, "бесшовной одежды" сущности, чья реальность лежит в основе производных сущностей и их опыта".
С другой стороны Ахль аль-Суннах ва аль-Джамаа согласны с тем, что Аллах Един и обладает всеми качествами, которые Он имеет по Его словам, называется всеми именами, которыми Он Себя называет, но Его сущность не напоминает сущности его созданий, а Его качества не напоминают их качеств. Аллах Великий сказал о Себе (значение): "Нет ничего подобного Ему; Он Всеслышащий, Всевидящий" (42:11).
Мухийддин Ибн Араби, один из ведущих авторов по суфийскому мистицизму, захвативший воображение и вызвавший восхищение суфиев по всему миру, родился в 560 году хиджры (1165) и рано увлёкся изучением оккультизма и метафизических доктрин суфизма. "Ибн Араби часто занимался этими науками и соответствующими практиками, - пишет Р. В. Дж. Остин,- даже, когда он был ещё молодым человеком в Севилье, он проводил долгие часы на кладбище, общаясь с духами мертвых". (!)
Он говорил о своих "кладбищенских откровениях", как о факте и собрал их в труде по суфизму "Аль-футухат Аль-Меккиях" (Мекканские откровения). В нём он пишет: "Некоторые работы, которые я написал, были посланы мне по воле Бога во сне, или во время мистических откровений". (!)
Ибн Араби хотел, чтобы у читателей Мекканских откровений возникло впечатление, что он как спиритическая и мистическая фигура испытал божественное откровение, напоминающее то, что испытал Пророк (с.а.с.). Он отмечает, что иногда сила мистического откровения была такой, что заставляла его работать без отдыха, чтобы закончить работу.