Хасан ат-Тураби – одна из самых известных и противоречивых фигур мусульманского мира. Во многом история современного Судана стала результатом деятельности этого легендарного политика и мыслителя. Знаток Ислама, Хасан ат-Тураби, получивший юридическое образование в Оксфорде и Сорбонне, в 90-х годах прошлого века занимал высокие посты в суданском правительстве, был главой правящей партии.
Его взгляды и смелые идеи и сегодня вызывают споры и порождают интеллектуальные поиски в исламском мире. Многое из того, что он говорит, в особенности, касаясь норм мусульманского права, мягко говоря, не находит понимания. Но при всем при этом Хасан ат-Тураби остается одним из ведущих мыслителей современной уммы.
В интервью нам он рассказал о своем видении решения проблем как мусульман, так и остальной части человечества, и выразил желание посетить Россию.
- Доктор Тураби, на дворе мировой финансовый кризис, и потому не могу не начать с экономики. Вы неоднократно критически высказывались об экономических преобразованиях в духе Ислама, проводимых нынешним руководством Судана. Что, по-Вашему, нужно сделать, чтобы исламская экономическая модель в Судане была более эффективной?
Чтобы быть успешной, суданская модель должна расшириться. Что я имею в виду? Мы должны содействовать другим народам в адаптации подобной модели у них. Таким образом мы сможем развивать корреспондентскую сеть, обмениваться опытом, анализировать ошибки, трудности и искать пути их преодоления. Главное в этом деле - наличие воли.
Но, вместе с тем, одной воли тоже недостаточно. Если воля развивается в темноте, результативность любой работы будет низкой. Нужно действовать наверняка, отдавая себе отчет в том, что происходит.
Мы должны развивать законодательную базу, формулировать новые оригинальные концепции. Законы и идеи не должны спускаться кем-то сверху: все общество должно активно участвовать в разработке и принятии данных законов.
Нельзя, конечно, игнорировать и зарубежный опыт. Необходимо взаимодействовать со всеми заинтересованными лицами, в том числе и за рубежом. Только в этом случае у исламской экономики есть серьезные шансы на успех.
- Какие существенные ошибки допустило руководство Судана в процессе исламизации финансовой системы в 1980-х - 1990–х гг.?
С самого начала реформ само руководство Судана не были полностью «исламизировано». Оно лишь декларировало, что хочет жить в соответствии с Исламом. Это было не что иное, как популизм.
Развитие исламской экономики для них сводилось в большей степени к лозунгам. Они использовали слоганы, подобно социалистам, которые зачастую выступали с похожими лозунгами типа: «Справедливость бедным» и т. п. Таким образом, это не была исламская политика в подлинном смысле этого слова. Это - первая существенная ошибка, допущенная руководством страны.
Вторая ошибка заключается в том, что научная мысль в стране не была в достаточной степени развита. Не был должным образом проанализирован опыт экономического развития, не найден ответ на вопрос: насколько он соответствует Исламу? Не было до конца продумано, что может дать миру исламская экономическая модель в Судане, способна ли она ответить на вызовы современности?
Нельзя делать что-то в полной темноте. Вы не можете водить машину во мраке. Когда в Судане начались реформы, люди не знали об исламской экономике, не представляли, что это такое. Отсюда многочисленные упущения.
Я назвал две главные ошибки. Но на пути исламской экономики встало много других препятствий. Кроме того, те, кто проводил реформы, испытывали сильное давление извне. Нельзя недооценивать внешнеполитический фактор.
http://www.islam.ru/pressclub/gost/hasturab/