И чем этот ритуал отличается от идолопоклонства?
Фактически – ничем. Всё дело лишь в акцентах. По язычеству считается, что весь мир наш является божественным, так же как и любые проявления в нем. Поэтому вполне возможно создать идола, но которому не молятся, как утверждает священник Николай, а является лишь «передатчиком» богов. Психология язычника была такова, что наказывая идола, он наказывал бога; одаряя образ – он, наоборот, благоволит и поклоняется за силу и покровительство.
Христианству свойственен нигилизм, или как умело отвечает мой тезка – «наполнение новым смыслом». Эта религия отрицала ценности язычества и возводила на престол лишь одного Бога (кстати, интересно, что римляне считали христиан и иудеев «безбожниками» в том смысле как ныне считают атеистов). И не удивительно, что человек как безусловное воплощение «образа и подобия» наделялся исключительными полномочиями и правами, которые носили в основном расистский характер, если так можно выразиться, по отношению к Миру.
Но, совершенно одно, когда религия рождается и развивается, а другое – когда её навязывают. Наверно, это самое главное различие православия от христианства как такового. Народы, населявшие тогда Русь были язычниками, я бы даже сказал – «практическими» язычниками. Они сколько не верили, а практиковали веру. Воспринимать некоторые постулаты христианства для наших предков было практически невозможно. Ну как, к примеру, объяснить суть «непорочного зачатия» для человека, который прекрасно тогда, если не знал, то понимал: «откуда берутся дети». А если учесть, что священник Николай малость лукавит, что мол народ принял сразу веру христову, а принуждение и элементарная ругань, как бы это сказать – первоправославников языческих богинь (женские божества в древнеславянском язычестве играли большую роль), то вполне понятно – откуда взялось чисто русское изобретение – мат.
Вплоть до XIV, а то и до XVI века, православие рождалось через «наполнение новым смыслом» того, от чего не хотели отрекаться славянские язычники. Николай верно заметил, чтобы «наполнять», надо же сначала брать во что вливать. Вот и насобирали за тысячу лет всего понемногу до такой степени, что с одной стороны православие обвиняют чуть ли не в язычестве, с другой, наоборот, как наиболее ортодоксальное христианство. И если хорошенько вдуматься, то так и должно быть.