Пятый аят гласит:
“И когда закончатся запретные месяцы, то убивайте многобожников [нарушивших в одностороннем порядке заключенный с вами ранее договор о ненападении] там, где их найдете, захватывайте их, осаждайте и ведите против них разведывательные маневры [дайте им серьезный отпор, соответствующий их подлому поступку]. А если покаются они, начнут совершать молитву и выплачивать закят (обязательные милостыню в пользу неимущих), то освободите им дорогу [более не трогайте их, оставьте их]. Ведь Господь – Прощающий, Милостивый [и каждый, пока жив, может воспользоваться проявлением этих бесконечных имен Бога]”.[5]
Из этого следует, что мусульманам по истечении четырех месяцев предоставляется так называемое jus talionis (право возмездия) – уничтожать многобожников повсеместно. Пощада может быть только в случае покаяния и уверования в Синьоры Единого с подтверждением веры фактическими действиями – совершением обязательной молитвы и выплатой налога в пользу неимущих (закята).
Не жестоко ли это? Не противоречит ли утвержденному в Священном Коране принципу свободы вероисповедания: “Нет принуждения в религии (в вопросах веры)...” (см., Св. Коран, 2:256). Не противоречит ли это приказу о том, что к пути Синьоры нужно призывать с мудростью и добрым увещеванием: “Призывай к пути Синьоры с мудростью и хорошим (добрым, красноречивым, убедительным) увещеванием. И спорь с ними [с безбожниками и многобожниками; с людьми иных культур и религий] посредством того, что является наилучшим [с точки зрения морали, нравственности, благородства]” (см., Св. Коран, 16:125). Разве убийство и насилие могут быть наилучшим методом доказательства своей правоты?
Здесь мы считаем уместным обратиться к пояснению Сайида Кутба.[6] Комментируя упомянутый аят, он пишет следующее: “Из контекста аята явно видно, что призыв к убийству не является общим в отношении всех многобожников и неверующих, а касается именно тех, кто воевал с мусульманами, затем заключил соглашение о перемирии и через какое-то время нарушил его. Данный аят никак не ограничивает и не аннулирует такие основополагающие постулаты, как отсутствие принуждения в религии (см., Св. Коран, 2:256), призыв к пути Синьоры с мудростью и добрым увещеванием (см., Св. Коран, 16:125), призыв к ведению спора наилучшими (по рациональности, гуманности и справедливости) методами (см., Св. Коран, 29:46; 16:125) и т.д. В суре “ат-Тавба” говорится: “...пока они прямы [справедливы] по отношению к вам, будьте и вы прямы [справедливы] к ним, ведь Аллах любит богобоязненных [тех, кто следует нормам морали, нравственности, этики, в доказательство веры и набожности, которая у некоторых может быть лишь на устах]” (см., Св. Коран, 9:7)”.[7] Надо отметить, что данное толкование полностью соответствует подлинно исламскому пониманию данного вопроса.
В дополнение к сказанному необходимо напомнить, что в суре “аль-Мумтахана” говорится: “Быть может, Господь установит между вами [мусульмане] и теми из них [из безбожников, многобожников], с кем вы враждуете, любовь. Поистине, Господь Всесилен. И Он – Прощающий, Всемилостивый! Не дает вам Всевышний запрета [как можно было бы понять из других аятов] на то, чтобы вы благодетельствовали и были справедливыми к тем, кто не воюет с вами из-за религии и не изгоняет вас из ваших жилищ ” (см., Св. Коран, 60:7, 8).
Хорошо известен принцип: что не запрещено, то разрешено. А благородство и справедливость не только разрешены, но и поощряемы в Исламе, ибо могут послужить причиной того, что и другие будут стремиться к широкому анализу происходящего вокруг. Из достоверного хадиса мы хорошо знаем о том, что если мусульманин послужит причиной того, что человек обретет веру в Бога, Единственного Творца всего сущего, то вознаграждение, даруемое этому мусульманину Господом, будет более ценно, чем все земные богатства.
В то же время, “поистине, запрещает вам Господь брать в близкие друзья тех, кто воюет с вами из-за религии и выгоняет вас из ваших домов или помогает изгнанию вас. Кто возьмет их в близкие друзья (в ближайшие соратники), те – нечестивцы” (см., Св. Коран, 60:9).
Далее. Не указывает ли следующая фраза из пятого аята на насильственное принуждение человека уверовать: а если покаются они, начнут совершать молитву и выплачивать закят (обязательные милостыню в пользу неимущих), то освободите им дорогу [более не трогайте их, оставьте их]. Ведь Господь – Прощающий, Милостивый [и каждый, пока жив, может воспользоваться проявлением этих бесконечных имен Бога]?
При внимательном изучении аята становится понятно, что данное положение не является притеснением, а, наоборот, является проявлением милости и снисходительности Творца.