4:34
“Мужья являются главами[7] семьи [они являются миротворцами в семье, руководителями]. [Являются главами семьи] посредством того, чем дополнительно наделил их Всевышний [мужчины, обычно, физически более сильны, выносливы; более эмоционально сдержаны] и по причине тех материальных затрат, что они несут [обеспечивая семью].
Благонравные [жены] это те, которые покорны [Всевышнему и своим мужьям], оберегают неведомое [другим, то есть не разглашают внутрисемейные тайны и секреты][8] подобно тому, как Всевышний оберегает их, [возлагая определенные обязанности на их мужей пред ними].
Если вы [мужья, являющиеся управленцами в семье] опасаетесь непокорности их [то есть жен своих, например, жена не следит за домашним порядком, не смотрит за детьми, праздно тратит свое время и семейный бюджет; на замечания мужа отвечает грубостями и колкими словами], то вам необходимо:
(1) назидать им, поговорить с ними об этом [постараться пробудить в жене чувство ответственности в ведении домашнего хозяйства, пробудить чувство набожности и порядочности];
(2) [если не подействует[9]], то спите раздельно[10] [то есть по возможности дистанцируйтесь],
(3) [а если и это не поможет], то стукните[11] (отшлепайте) их [пробудите в них совесть силой, подобно крайней мере, применяемой в воспитании непокорных детей].[12]
Если же они послушны, то вы [мужья] не имеете никакого права несправедливо относиться к ним [женам вашим].
Воистину, Всевышний Аллах – Наивысший [во всем], Огромный [пред Которым все ничтожно. То есть Всевышний, мощь Которого безгранична, оберегает жен от притеснений мужей, рано или поздно наказывая притесняющего и обижающего в соответствии с величием Своим и мудростью] (см., Св. Коран, 4:34).[13]
***
Канонический предельно допустимый уровень применения “стукните их” четко и ясно был оговорен Пророком Мухаммадом: “…и [если уж не видите иного способа внутрисемейного урегулирования], то стукните их “дарбан гайра мубаррих” (ударьте слегка, не жестоко)[14]”.[15]
Мусульманские ученые, сопоставляя всю каноническую информацию касательно данного аспекта, говорили о допустимости такого рода формы предположительно положительного влияния на супругу, но при этом подчеркивали крайнюю нежелательность применения подобного на практике (макрух тахриман).[16] Также необходимо отметить, что бить по лицу однозначно запретно.[17]
Здесь важно и уместно упомянуть, что сначала Пророком был оговорен полный запрет по данному вопросу.[18] Затем, через некоторое время, был ниспослан вышеупомянутый аят, допускающий битьё в качестве последней возможности повлиять положительно на супругу.[19] Именно положительно! Ученые четко и однозначно говорили о недопустимости ударов, которые порождают внутрисемейную неприязнь, ненависть. Явным доказательством тому является: (1) поведение самого Пророка (он никогда не поднимал руку на другого человека, кроме как вынужденно на поле битвы)[20]; (2) ясное и однозначное пояснение Посланника Божьего – “(если и допускается, то только) “ударом, который не будет жесток!”; (3) Пророк Мухаммад говорил: “Лучшие из вас (мусульмане) не бьют своих жен!”[21]
Отмечу, что цитируемые некоторыми слова о том, что, мол, “мужчина (муж) не отвечает за удары, нанесенные женщине (жене)” не имеют каноническую достоверность (да‘иф).[22]