На странице
http://www.astronet.ru/db/msg/1245721/lec.19.2.html приведено описания способа измерения расстояний во Вселенной.
Приведу цитату.
В последнее время для оценки расстояний до очень далеких галактик получает все большее распространение метод гравитационного линзирования - физическое явление, связанное с отклонением лучей света в поле тяжести. В результате гравитационного линзирования два луча света от объекта S, прошедшие по разные стороны от тела L, пересекаются в точке O, где располагается наблюдатель (см. рис. 19-2). Он увидит два изображения I1 и I2 одного и того же объекта S.
Угловое расстояние между двумя изображениями примерно равно угловому размеру так называемого конуса Эйнштейна - воображаемого круга на небе с центром, совпадающим с центром линзы, размер которого пропорционален квадратному корню из массы линзы и обратно пропорционален квадратному корню из расстояния до нее от Земли. Так как оптические пути, формирующие два изображения, различны, то свет идет по ним разное время. И если в объекте произойдет вспышка, то она достигнет наблюдателя вначале по кратчайшему пути, лишь затем по длинному, т.е. повторится во втором изображении (в угловой мере более близком к телу-линзе). Измерив разность моментов прихода сигнала, можно определить и разность оптических путей, что в совокупности с известным угловым расстоянием между изображениями позволяет узнать расстояние до объекта и тела-линзы. В качестве тела-линзы могут выступать различные точечные объекты, например отдельные звёзды, черные дыры или далекие галактики.
Описание метода дано довольно подробно.
Из рисунка видно, что массивное тело, черная дыра или галактика, обозначенная буквой "L" воздействует на источник излучения "S" непосредственно у источника - начало кривых исходит из источника и заканчивается в глазу наблюдателя.
В цитате написано - "отклонением лучей света в поле тяжести." Но чем ближе свет проходит к телу "L", тем больше кривизна и на каком-то расстоянии от "L" луч излучения вообще не попадет в глаз наблюдателя.Тело "S" распространяет излучение во все стороны и поэтому искривление тоже будет непрерывным и глаз наблюдателя НЕ увидит точки 1 и 2, а увидит ЛИНИЮ 2-S и S-1 и это будут не точки, а круг.
Если руководствоваться плоским рисунком, то будут два разных сигнала, но в 3-х мерном пространстве, таких сигналов будет множество.
Тогда что же измеряют?