Давида Пурдиса и его мать выселили из комплекса около года тому назад. Пурдис более мягко отзывается о российских властях, но признает, что его ситуация была иной. Родители Пурдиса не были арендаторами, защищенными законом, но снимали дом площадью 150 кв. метров в течение 30 лет. Согласно контракту, с семьи требовали всего 18 шекелей в год, но с годами ставка арендной платы повышалась – сначала до 187 шекелей, а затем до 1 тыс. шекелей в год. В последние годы семья платила еще в несколько раз больше, так как этого потребовала РПЦ.
"Нам было нечего терять, поэтому мы решили съехать, – говорит Пурдис. – У всех остальных жильцов были контракты "ключ в обмен на деньги", так что их ситуация намного труднее. Наша проблема состояла в том, что мы поселились в домах, построенных 40 лет назад и нуждавшихся в реконструкции, но российские домовладельцы считали все подобные работы нарушением контракта. На деле это выглядело так: каждые несколько лет их начальство сменялось и они шли нас искать. Они играют с нами в "кошки-мышки", стараясь нас изнурить, и у них это получается. Поэтому в схватке с ними все чувствуют себя бессильными. В конце концов, играть в эту игру недешево. Они хотят получить свою недвижимость назад, и это вполне законное желание. Роскошный объект в центре Иерусалима, стоимостью около 30 млн долларов, занимают несколько евреев, которые платят максимум 30 тыс. шекелей в год".
Еще один из арендаторов хотел продать свой дом и разделить вырученную сумму в соответствии с законом: две трети русским и треть себе. Делегация отвергла это предложение и предложила ему смехотворную сумму – какие-то несколько тысяч долларов.
Российские власти уже много лет требуют вернуть их собственность в Иерусалиме. С октября 2006 года они активизировали усилия в этом направлении.
Сергиево подворье – уникальный комплекс первоклассных построек внутри Русского подворья. Вопрос о нем обсуждается на переговорах между Израилем и Россией, хотя права собственности также предъявляет Великобритания. Весь район – Русское подворье, Сергиево подворье и улица Невиим – был объектом нескольких крупномасштабных сделок с недвижимостью, заключенных с участием российских бизнесменов, в том числе Аркадия Гайдамака. Таким образом, в сердце Иерусалима возникла целая группа объектов недвижимости, принадлежащих русским.
"Российское правительство ведет себя как домовладелец, который очень хорошо осведомлен о настроениях на иерусалимском рынке, – говорит адвокат Нурит Мазовер-Рез, представляющая интересы одного из жильцов дома 64 по улице Невиим. – Комплекс десятки лет был заброшен, и все эти годы делегация ни разу даже не заглянула посмотреть, как там идут дела. Они не интересовались происходящим, и арендаторам пришлось раскошеливаться на капитальный ремонт, который является обязанностью домовладельца. К примеру, арендаторы тратили десятки тысяч в год на починку крыш, замену водопроводных труб и другие работы, касающиеся капитального ремонта и эксплуатации. Теперь, когда недвижимость в этом районе востребована как никогда, делегация решает присмотреться к арендаторам и начать вести себя так, как владелец частной собственности".
По словам Мазовер-Рез, некоторые действия российской делегации оправданы, но многолетнее небрежение чревато ответственностью по закону.
"В конечном итоге это небрежение может повредить домовладельцу. Его можно расценивать как молчаливое одобрение действий арендаторов".
Мазовер-Рез, специализирующаяся, в частности, на законах о недвижимости и Законе о защите арендаторов, утверждает, что в последние годы церкви, приобретшие земельные участки в Иерусалиме в XIX веке, подают все больше исков против "защищенных арендаторов". Эфиопская церковь попыталась выселить защищенных арендаторов с Эфиопской улицы, а Греческая Православная и Армянская церкви подали иски против арендаторов на улицах Шломцион а-Малка и Йоэль Соломон (это пешеходная торговая улица), на улице Невиим и в Старом Городе.
"Это не политический шаг, а скорее требование обычного – возможно, пренебрегавшего своими обязанностями – домовладельца, который много лет спал, а потом внезапно очухался и понял, что недвижимость подорожала", – говорит Мазовер-Рез.
То обстоятельство, что церкви опомнились и занялись своей недвижимостью, напугало евреев-арендаторов, которые доселе наслаждались миром и спокойствием. Некоторые церкви сдают свою недвижимость заинтересованным евреям по разумным ценам, но другие раздумывают над планами привлечь иностранные силы. Так, например, до сих пор неясно, как российское правительство распорядится Русским подворьем, хотя, вероятно, оно будет использоваться дипломатическим представительством или консульством. Российское правительство, интересы которого представляет адвокат Славик Роденко из юридической фирмы "Ярон Рабинович", воздержалось от комментариев к данной статье.
Inopressa.ru
http://www.newsru.co.il/press/19may2008/gaarez8172.html