Рухадзе А.А.
Еще раз о Российской Академии наук (РАН)
и Высшей аттестационной комиссии (ВАК)
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0012/001a/00120170.htmО РАН и ВАК я уже высказывался в печати (статьи включены в воспоминаниях). И это относилось уже ко времени ельцинского правления. РАН и ее Президиум, а также ВАК с моей точки зрения абсолютно ненужные органы, я бы сказал, рассадники коррупции. В ельцинскую эпоху это явление еще больше усугубилось и заразило даже раньше порядочных людей, в особенности РАН.
Продемонстрирую на примерах. Начну с грантов: гранты РАН и РФ-ФИ, поддержка ведущих научных школ и др. РФФИ в начале 90-х годов возглавлял В. Е. Фортов, который до дела А. А. Самохина ко мне даже с трепетом относился, ведь я писал отзыв на его докторскую и он это знал. Но после дела А. А. Самохина, которое было инициировано черноголов-скими академиками, он резко изменил ко мне отношение («волк волчью шкуру не ест»). И когда я к нему обратился за финансовой поддержкой участников международной конференции по ионизованным газам в Нью-Джерси всей делегации (а их было около 30 человек) мне нашел деньги со словами «что ты с ним связываешься, ты ученый, а он..».. Позже В. Е. Фортов побывал министром и отношение Г. А. Месяца к нему изменилось. По его настоянию я включил В. Е. Фортова обзорным докладчиком на эту же конференцию в Тулузе (Франция), но он не поехал (для министра это было не по рангу), послал вместо себя другого, но текст доклада так и не передали в оргкомитет. Более того, по настоянию Г. А. Месяца в Варшаве я ввел его в Оргкомитет конференции (вместо себя), хотя понимал, что он работу либо провалит, либо замкнет на себя (к этому времени он перестал быть министром). Так и получилось, с тех пор па эту конференцию ездят только его люди и люди Г. А. Месяца. Можно мне возразить, зачем это я сделал, ведь мною уже была рекомендована замена в лице профессора Ю. К. Боброва, который, кстати, мог оказывать финансовую помощь делегатам конференции — он работал в РАО ЕЭС. Но Г. А. Месяц настоял на своем даже сам приехал в Варшаву, чтобы я его не обманул. Я же ему не мог отказать (кроме того, что он был моим другом до публикации воспоминаний — опять «события»), т.к. он значительно финансировал делегации на эту конференцию. Г. А. Месяц, будучи членом оргкомитета по сильноточным пучкам, и туда В. Е. Фортова всегда его толкает: до 2000 года он и других включал в делегацию на эту конференцию, а вот с 2000 года практически только люди Г. А. Месяца, В. Е. Фортова и А. В. Гапонова-Грехова. ездят. Вот и «демократический принцип приватизации» в науке.
Еще в большей степени это проявилось в научных программах РАН. Если до ельцинской эпохи такие программы (не только академические, но и миннауки и Минобразования) распределялись как-то объективно, то в последнее время они пишутся только под себя. Так поступил А. В. Гапонов-Грехов по проблеме «микроэлектроника» и миннауки России, которым руководит, а значит распределяет деньги. Если еще до 2000 года в этой программе фигурировали и Университет и ФИАН с ИОФАНом, то позже были все выкинуты и эта программа стала чисто ИПФАНовской. Тоже самое можно сказать и о программах РАН. Ярким примером является программа РАН на 2003-2005 годы. Я знакомился с программами ООФА, экспертную комиссию по которым возглавляет А. В. Гапонов-Грехов. В комиссию входит и наш директор И. А. Щербаков и, тем не менее, мы об этих программах узнали уже после 17 февраля, т.е. после окончания срока подачи заявок. Однако этот срок ничего не означал, потому что руководители программ (а от ИПФАН их трое: А. Г. Литвак, А. В. Гапонов-Грехов, В. Сергеев) так составлена проблематика, что кроме их самих никто туда не вписывается. Они и распределили все финансы на «себя». Воровство так воровство. Правда я ни на что не мог надеяться, поскольку А. В. Гапонов-Грехов после публикации моих воспоминаний не только вычеркнул меня их списка своих друзей, но и не хочет появляться там, где я нахожусь. Так он, руководитель программы «микроэлектроника» в 2001 году на итоговом отчете по программе не появился, так как я был там. Вот это проявление «событий», которые последовали вслед за воспоминаниями.
Такая же картина, думаю, и по другим отделениям РАН. Ведь своя рубаха ближе к телу, а в эпоху Ельцина «прихватизация» и откровенное воровство стало обычным делом. Обычным явлением стало и заказное убийство. Не удивляйтесь если в виде «Событий» произойдет со мной и это. Любому мною обиженному (правда глаза режет) герою воспоминаний это обойдется не более 1000 долларов. Только скажут: так ему и надо, сам напоролся на свободу слова.