Итогом трехмесячных споров вокруг планируемого строительства на площади Труда в Свердловске храма святой Екатерины стала фактическая нецелесообразность референдума. Конфликт, вероятно, исчерпан. Как стало известно "Вечерним Ведомостям", глава екатеринбургской епархии смиренно отказался строить храм вопреки мнению общественности.
Сегодня члены общественного наблюдательного совета сделали официальное заявление о том, что владыка Викентий отказался от идеи восстановления исторической справедливости на площади Труда.
– Мы обратились к двум сторонам конфликта. Леонид Волков предлагал решить проблему референдумом, – пояснил член Координационного совета всероссийской Ассоциации городских родительских комитетов Евгений Храновский. – А Викентий сказал, что епархия не подала и не собирается подавать заявку на строительство. Владыка отметил, что "мы – люди смиренные и против общественного мнения не пойдем". Собственно, мы были в шоке и недоумении: в чем же тогда вопрос?
На самом деле ответ епархии на запрос общественного наблюдательного совета стал неожиданным для всех.
Как заявил председатель правления "Уральского православного патриотического общества имени Святителя Николая Чудотворца Валерий Лоскутов, ситуация исчерпана, однако заявления епархии меня немного удивили.
Рассуждая о том, на какие цели в сложившейся ситуации стоило бы потратить деньги, которые планировалось собирать для референдума, участники наблюдательного совета были единодушны. Виртуальные средства (их так и не начали собирать инициаторы референдума) они предложили потратить на строительство садиков или на восстановление иных памятников культуры. Завидное единодушие наблюдательный совет проявил и в вопросе политизации референдума, заявив, что организаторы и заинтересованные лица преследуют свои цели.
– Референдум по площади Труда – это повод, чтобы решить какие-то свои политические задачи, – заявил корреспонденту "Вечерних Ведомостей политолог Анатолий Гагарин. – Конфликт подошел к логическому концу достаточно неожиданно, но все же здесь есть политическая подоплека. Сегодня действительно необходим политический референдум по вопросам сити-менеджера, объединения Свердловска и городов-спутников. Но это опять-таки сугубо политические вопросы – они интересны и актуальны для политической элиты города. И в этом плане проблема храма стала отправным пунктом, чтобы протолкнуть референдум по тем вопросам, которые интересуют власть. Я не вижу необходимости переводить вопросы строительства храма на площади Труда в область политических дебатов, истерии, которую демонстрировали сторонники референдума. Это всего лишь повод, чтобы решить политические проблемы.
Если же вернуться к вопросам исторической справедливости, которыми оправдывалось планируемое строительство храма, то, по мнению Евгения Храновского, непонятно, какую справедливость восстанавливать: "Если говорить об истории с 1918 года – тогда, конечно, фонтан "Каменный цветок" должен остаться на площади Труда, а если говорить о том, что было в начале, то необходимо восстанавливать храм. В этой связи я считаю, что вопросы для референдума не продуманы. К тому же, вопрос строительства уже не актуален, поэтому референдум не нужен".
Углубляясь в критику совершенно конкретного референдума по совершенно четким вопросам, некоторые члены наблюдательного совета не заметили, как обсуждение перешло в дискредитацию непосредственно самого института референдумов.
Свое откровенно негативное отношение к референдуму озвучил руководитель свердловского отделения государственно-патриотического клуба "Единой России" Михаил Свешников: "У меня негативное отношение к референдуму. Он стал в данном случае политическим инструментом, поэтому я против референдума, к тому же проводить его в такой экономически не стабильный период – нецелесообразно. За всеми референдумами прослеживается политический интерес". К слову, его коллеги добавили, что есть и альтернатива – общественные публичные слушания.