ДРЕВНИЕ ЗНАНИЯ – НА СЛУЖБУ СОВРЕМЕННОСТИ
Эта статья – первая из предполагаемого цикла на общую тему: использование древнего знания для решения сложных проблем нашей бурной эпохи.
Аксиоматика для человековедения
Вместо предисловия: Чем более развитым и точным будет весь комплекс наук о человеке, тем, очевидно, выше будет вероятность глобального выживания – может, еще успеем. А эта проблема, что бы там не говорили, имеет наивысший приоритет. Если этого не удастся обеспечить, то где будут высокоинтеллектуальные спорщики с горящими глазами, утверждающие, что красота спасет мир? Или подобные прекраснодушные несерьезности? Вернее, не они сами, а их потомки – которые спасибо за такое наследство не скажут...
Прежде всего, что такое аксиоматика – понятие это в обиходном языке используется крайне редко. В самом общем смысле, это некоторая совокупность аксиом, служащих основанием конкретной науки или наук. А аксиома, напомним, это такие общие положения или суждения, которые используются для доказательства чего-либо неясного. Но, будучи совершенно очевидными из житейской практики (т.е., самоочевидными), сами они не нуждаются в доказательстве. Вероятно, cамые известные из них – аксиомы Эвклида, лежащие в основе геометрии. Ее так и зовут, эвклидовой. А если изменить их (то есть, ввести новую аксиоматику), то появляется другая наука. Так было, как мы помним, с геометрией, когда Лобачевский с Риманом и Боайи взяли на себя смелость усомниться в единственно приемлемой до недавних пор интерпретации пятого постулата Эвклида. И появилась неэвклидова геометрия или геометрия нелинейных пространств. В XX в. аксиоматические теории начали все шире внедряться в математику.
Какова значимость аксиоматического метода построения и развития науки? Не только математизация, а и наличие в основаниях той или иной науки достаточного количества аксиом, признанных большинством научного сообщества – одно из обязательных условий признания зрелости данной отрасли человеческого знания.
И тот факт, что аксиомы в чистом виде лежат в основе, пожалуй, только математики и логики, сути дела не меняет. Во множестве научных дисциплин их роль успешно выполняют большая или меньшая совокупность базовых законов.
Возьмем, например, физику. В ее основаниях - законы Ньютона, Лапласа, Фурье, Лапласа и т.д., вплоть до Эйнштейна и Планка. Точно так же, в ее составной части, электротехнике - законы Ома, Кирхгофа, Максвелла.... Или гидродинамике – Паскаля, Бернулли...
В отличие от этого, в психологии и социологии количественные зависимости наперечет – мы здесь не трогаем область статистического анализа, выполняющего служебную роль.
Человековедение, в этом смысле, еще не прошло этот путь. Слишком уж сложное явление – человек. И, тем более, человеческое общество. Положение усугубляется тем, что период обьективной дифференциации научного знания продолжается. Это «разбегание» все более узких специализаций знания. Но имеет место и встречная тенденция его обьединения на основе общности предмета или метода исследования. Тем более уместно добавить к этому возможный эффект от установления общих концептуальных оснований.
И здесь придется обратиться к опыту древних мыслителей. Ведь фокус их внимания, в силу закономерной скудности тогдашних знаний о природе, был обращен на человека как целостное существо. И именно из древнего знания можно взять нужные нам, сегодняшним, аксиомы. Ведь в наши дни это знание лежит в анналах истории как устаревший хлам, покрытый пылью столетий и годный разве что для цитирования. И, так уж принято, иллюстрации пресловутой мудрости мыслителей древности. А на современность эта мудрость никак не работает.
Часто используется также понятие постулата – мы им и будем пользоваться в дальнейшем. Каждая система постулатов должна отвечать принципам независимости, непротиворечивости и полноты. Причем, избранные постулаты совсем не обязательно очевидны – вспомним теоремы Курта Геделя о неполноте. Истинность того или иного утверждения средствами самой системы доказана быть не может. Однако, такая система создает общий формальный фундамент для конкретной области знания. Благодаря сведению к минимуму возможностей неоднозначного, двойственного толкования достоверно подтвержденных фактов. В наши дни в большинстве наук такой фундамент обеспечивает преемственность знания и поступательное развитие данной науки. Все это не исключает модификации такого фундамента в будущем.
В гуманитарных науках, в силу множества субьективных факторов, такой фундамент отсутствует. И возникают туманности в теоретических трактовках анализа человеческой практики – и путей ее поступательного развития. Что и является одной из основных задач человековедения.
Сергей Каменский, к.т.н., 17 апр. 10
На Большом форуме предельный обьем материалов – 5000 зн. Полный текст в Самиздате --
http://zhurnal.lib.ru/editors/k/kamenskij_s_i/ На сегодня предложено 8 частей цикла.