Изучение оперативного построения Северной группы Закавказского фронта на конец октября 1942 г. позволяет сделать вывод о том, что к этому времени предполагалось отражение противника не только с западного направления, но и с севера, со стороны Астрахани, для чего предназначалась 44-я и 58-я армии. Все оборонительные работы, организованные Берией в кратчайшие сроки, налаживание производства оружия и боеприпасов в регионе, категорический отказ передавать полностью в оперативное подчинение командующим фронтами и армиями Грозненскую, Махачкалинскую, Орджоникидзевскую, Сухумскую дивизии войск НКВД и другие части, свидетельствуют о том, что этим наращивалась оперативная глубина построения, фактически создавалась вторая линия обороны23. Кроме того, создание особых районов обороны, где основу составляли дивизии войск НКВД, предполагало особый режим, который не позволил агентуре врага осуществить задуманные акции в нашем тылу. О бандитизме в тылу ни в одном из упоминавшихся мемуаров вообще нет ни слова. Приводятся в них примеры активного участия в обороне бронепоездов, но все они в тот период принадлежали войскам НКВД. Приводятся одни и те же факты участия 46-го отдельного бронепоезда войск НКВД в отражении передовых отрядов немцев в районе Червленной-Терек-Наурской-Ищерской, снова без указания его ведомственной принадлежности24.
Примером, подтверждающим необходимость создания Берией особых оборонительных районов, является оборона Орджоникидзе, где противнику, создавшему мощную ударную группировку, удалось прорвать фронт на узком направлении, но он был остановлен именно частями Орджоникидзевской дивизии НКВД, входившей в особый оборонительный район на самом важном рубеже в нескольких километрах от города.
Передача в оперативное подчинение фронтам и армиям частей и соединений войск НКВД, свидетельствует о некоторых существенных проблемах, о которых ранее не принято было говорить. От войск только требовалось выполнить задачу любой ценой, отношение со стороны начальников, в чье распоряжение они поступали, было как к «чужим», снабжали их в первую очередь только боеприпасами, обеспечение всеми остальными видами довольствия было значительно хуже, очень часто про них попросту забывали. На примере той же Орджоникидзевской дивизии можно убедиться, что после того, как она с трудом выполнила оборонительную задачу, командующий 9-й армией тут же поспешил поставить задачу на контрнаступление без учетов прежнего боевого порядка дивизии в обороне в горах.25
Обвинения Берии в создании параллельных штабов и управленческих звеньев из состава НКВД продиктовано особенностями того периода, когда довольно частыми были случаи потери управления соединениями, армиями, фронтами с одной стороны, с другой - это освобождало общевойсковых командиров от контроля за положением дел в своем тылу. Были все основания не доверять полностью командованию фронтов не по причине их личных качеств, а из-за наличия в их распоряжении незначительных сил и больших расстояний, поскольку все группировки оказались разобщены горами. В этой ситуации не то что управлять войсками, а просто следить за обстановкой было чрезвычайно сложно. ….
Исследование причин отказа передачи Берией в полное оперативное подчинение войск НКВД в прифронтовой полосе в первом периоде Великой Отечественной войны позволяет выявить ряд основных закономерностей. Во-первых, на эти войска была возложена задача охраны тыла, в первую очередь борьба с диверсионно-разведывательными силами врага и обеспечение режима прифронтовой полосы. Соответственно, наличие артиллерии, тяжелого оружия было минимальным, или оно вовсе отсутствовало. Непосредственно для ведения боевых действий они не предназначались. Во-вторых, Берия предъявлял более высокие требования к подготовке войск, как перед войной, так и в ходе ее, и он больше дорожил ими, чем это было в РККА на тот период. К примеру, не смотря на то, что войска перед войной в подавляющем своем большинстве выполняли возложенные на них служебно-боевые задачи, уровень их обученности, боеспособности оставался выше, чем в Красной Армии. Именно Берия на правительственном уровне добился укомплектования войск НКВД по охране объектов промышленности и на железных дорогах, конвойных из расчета 14 человек на один суточный пост, против 9,5 сейчас.26
P.S.