Аналогичной ситуация была и в пограничных войсках. В период с 1938 г. до начала войны такой подход позволил подготовить войска в военном отношении лучше, чем РККА. Это доказали все приграничные сражения и в последующем вся война. Л.П. Берия шел на конфликт со всеми должностными лицами, вплоть до И.В. Сталина, если речь шла о подчинении войск командованию Красной Армии. Не смотря на сложнейшую ситуацию на фронтах, к концу первого периода он добился того, чтобы войска НКВД в прифронтовой полосе привлекались к участию непосредственно в боевых действиях только с разрешения Наркомата внутренних дел, лично его и Ставки. Основой явилось утвержденное наркомом и Генеральным штабом только 28 апреля 1942 г. «Положение о войсках НКВД СССР, охраняющих тыл Действующей Красной армии»……
На Кавказе войска НКВД привлекались к участию в боях в самые трудные, чаще всего, безвыходные ситуации. К примеру, обеспечивали охрану и оборону переправы через Манычское водохранилище, уничтожали прорвавшиеся и просочившиеся части противника в горах, когда была реальной угроза захвата ключевых объектов, от удержания которых порой зависела судьба армий и вообще операции (18-я армия, октябрь 1942 г. Туапсинская оборонительная операция, освобождение Фанагорийского, Шаумяна. Воспрепятствование выдвижению группировки противника на Майкопском направлении, оборона Нальчика 11-й сд, Орджоникидзе - войсками НКВД и др.)28.
Во многих книгах о битве за Кавказ обойден вниманием заместитель командующего 46-й армией, малоизвестный тогда офицер – полковник И.И. Пияшев. До этого он командовал 7-й дивизией войск НКВД в Воронеже, имел богатый опыт оборонительных боев с первых дней войны в Прибалтике, вначале в войсках НКВД по охране железнодорожных сооружений командиром полка, затем - командиром 34 мсп войск НКВД. Несомненно, что его назначение состоялось при участии Берии. В биографии этого талантливого офицера много малоизвестных страниц. За войну он командовал различными частями, соединениями, награжден десятью орденами. Судьба его, как и генерала И.И. Масленникова, была тесно связана с Берией, и жизнь его оборвалась в 1956 г. довольно скоро после расстрела наркома. …………. Именно Пияшеву была поставлена задача остановить немцев на гудаутском и сухумском направлениях. В тот период немецкие горнострелковые части, преодолев хребет, не дошли до моря около двадцати километров. Сводной группе из внутренних и пограничных войск, стрелковых подразделений Красной Армии, курсантов Сухумского и Тбилисского пехотных училищ, истребительных отрядов НКВД удалось не только остановить немецкую группировку, но и отбросить ее на северные склоны Санчарских перевалов к 20 октября. Остальные перевалы, захваченные немцами, отбить так и не удалось до их общего отхода.
По приказу Берии на Кавказ в срочном порядке были переброшены две стрелковые бригады, 5 стрелковых и два мотострелковых полка и другие части. Это позволило в августе—сентябре 1942 года сосредоточить на Кавказе до 9 дивизий внутренних войск. К этому времени в регионе было сосредоточено около 80 тысяч солдат и офицеров войск НКВД, в том числе резерв не менее 10 тысяч человек. В дальнейшем численность была доведена до 120 тысяч военнослужащих.29
Во взаимодействии с частями Красной Армии на перевалах действовало 8 полков внутренних войск, 7 отдельных батальонов, 14 горнострелковых отрядов войск НКВД, более 70 разведывательных и партизанских групп. В составе войск НКВД находились сформированные из горцев добровольческие отряды. Среди них был Сванский отряд во главе с офицером внутренних войск Н. Лукашевым, бойцы которого героически сражались с противником30.Таким образом, вся территория Северного Кавказа и Закавказья оказалась под контролем войск НКВД.
В качестве вывода следует отметить, что Л.П.Берия на Кавказе, как член ГКО внес существенный вклад в оборону этого стратегического направления. Относительно воинского звания «маршал Советского Союза» следует заметить, что в 1945 г. были упразднены специальные звания и вводились воинские. Специальное звание Берии генеральный комиссар государственной безопасности соответствовало воинскому званию маршала. Маршальское звание Берии соответствовало и его реальным военным заслугам. Талант умелого организатора, способность быстро вникать в суть происходящих событий, мыслить по-военному масштабно позволили ему в кратчайшие сроки выполнить возложенные на него руководством страны задачи.
http://www.chekist.ru/article/1577